Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » Главная страничка » Моя мастерская

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
29.12.2017, 20:28

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
Цели и задачи проекта:

  1. Влияние классического наследия на всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Раскрытие влияния классического наследия на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
  4. Усвоение особенностей музыкального языка классического наследия, как средства создания музыкального образа.
  5. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

О, музыка! В час скорби и печали

Ты мне вручаешь боль сердечных мук,

Уносишь мысль в неведомые дали,

Когда услышу твой волшебный звук…

По словам Б.В. Асафьева «…Музыкальный педагог в общеобразовательной школе должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большом количестве…»

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Сегодняшняя жизнь ставит новые ориентиры перед музыкальным образованием в школе. С 2009 года началось введение в практику образовательных учреждений Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения», направленных на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Слова известного отечественного педагога-исследователя В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», которые стали эпиграфом музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, служат ориентиром для педагогов-музыкантов в деле развития личности школьников. В содержании ФГОС второго поколения выделяется такая базовая категория, как «фундаментальное ядро содержания образования», включающее в себя:

  • базовые национальные ценности;
  • основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера;
  • универсальные учебные действия, к которым относятся личные универсальные учебные действия (УУД).

УУД широко представлены в музыкальном образовании и воспитании, опираясь, прежде всего на интонационную природу музыки, музыкальные жанры и стили, освоение ключевых понятий музыки, использования на уроках разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности (включая проектно-исследовательскую), идеи развития ассоциативно-образного мышления учащихся, на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского. Таким образом, термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

Основные положения концепции заключаются:

Во-первых, «музыкальное воспитание…это, прежде всего, воспитание человека» (по словам В.А. Сухомлинского).

Во-вторых, связь музыкальных занятий с жизнью ребенка, а «вечные темы жизни и искусства» становятся значимыми и помогают приобретать социальный опыт, преодолевать жизненные трудности.

В-третьих, опора на закономерности музыкального искусства (жанры музыки, её язык, образы, стиль) определяют содержание музыкального воспитания, образования и развития учащихся.

В-четвертых, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

В-пятых, методы обучения, разработанные Д.Б. Кабалевским адекватны интонационной природе музыки, опираются на ее особенности.

В-шестых, актуальность критериев отбора материала (художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность).

  • целостность урока, взаимосвязь разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности школьников, основанных на эмоционально-осознанном восприятии музыкальных образов.

Современный процесс образования по предмету «Музыка» содержит четыре компонента:

  1. информационный, представленный наглядными средствами;
  2. репродуктивный, организующий воспроизведение знаний и способов деятельности;
  3. творческий, побуждающий учащихся к творческой деятельности;
  4. эмоционально-ценностный (эмоциональное отношение к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства)

Содержание современного музыкального образования и воспитания включает в себя четыре основных «пласта» музыкальной культуры:

  • фольклор (музыкальное искусство разных народов, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, к труду и быту людей; рассматривается как исток творчества композиторов-классиков);
  • музыка религиозной традиции, как часть «храмового синтеза искусств»;
  • классическое наследие (лучшие хрестоматийные образцы классической музыки, позволяющие формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский));
  • современная музыка (академическое направление, произведения массовой популярной музыки).

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом плане, но, увы, отстает в духовном развитии, а молодёжная музыкальная культура явно не способствуют нравственному здоровью детей.

Большую часть своей жизни многие наши дети проводят в наушниках, что подвергает их опасности не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо, но и в психологическом плане – наступает «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс», «физиологический дискомфорт»,

Ученые даже ввели новый термин - шизофония (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Не случайно слово «шизофония» имеет общий корень с шизофренией, то есть раздвоенным сознанием. А именно ее последствием и является распад природных связей органов чувств. Кроме того, музыка, которую они слышат, это далеко не Моцарт.

 

Как же помочь детям избежать этой пропасти самоистребления? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Кроме того, все великие достижения европейской и русской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.

Все эти проблемы, в целом, ставят перед массовым музыкальным воспитанием новые задачи. На повестке дня общеобразовательной школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, в условиях пропаганды музыки низкого качества.

Моя задача как учителя - сориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.

Поэтому, значение классического наследия в формирования музыкальной культуры учащихся является приоритетным.

5 класс

II полугодие

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тема урока: Музыка осени. Можем ли мы увидеть музыку?

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь».

Цель урока:

  • эмоционально-образное восприятие музыкального произведения,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • знакомство с великим произведением П. Чайковского (история создания, место в русской культуре, историческое и художественное значение)

Оснащение: фонохрестоматия, репродукция картины И. Бродского «Опавшие листья» и картины о природе разных художников, заготовки для творческих работ.

Ход урока:

«Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу.

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте».

Игорь Северянин -1925-

 

 

В этих строках выражены чувства и мысли всех музыкантов, поэтов, художников, одним словом – творцов, которые, вдохновляясь образами русской природы, создавали о ней замечательные произведения. 
Одно из таких произведений - фортепианный цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского.
С детства у Чайковского было две любви - к красоте русской при­роды и к необыкновенному лиризму русской народной песни. Они звучат в каждом его произведении - в симфониях, в операх, в романсах.

Совершенно особое место в этом смысле занимает его фортепианный цикл "Времена года", который по праву считается "энциклопедией русской при­роды и русской народной жизни".

Интересна история создания этого цикла.

3 декабря 1875 года петербургский издатель Н.А.Бернар обратился к Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для еже­месячного нотного приложения к музыкальному журналу "Нувеллист". Содержание каждой пьесы должно было отражать определённый месяц года. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение. "Чтобы не пропустить как-нибудь условленного срока поставки пьес, поручил своему слуге каждый месяц в известное число напоминать ему о заказе", - писал друг Чайковского Н.Д.Кашкин. - Пётр Ильич в один при­сест писал пьесу и отправлял ее." Так легко? "В один присест"? Это что - шутка гения? Нет, просто это была "его", Чайковского, музыка, без которой композитор не жил никогда, находился ли он в России или был за тысячи вёрст от нее.

Пьесы были опубликованы в №№ I - 12 "Нувеллиста" за 1875 год и затем изданы в этом же году под общим названием "Времена года".

В каждой пьесе цикла отражено название месяца и нарисована яркая картинка из жизни простого русского народа, характерная для этого месяца. Прослушав внимательно по порядку все пьесы этого цикла, можно составить полное представление о традициях, обрядах, календарных праздниках и трудовых буднях русской крестьянской глубинки. Подобно картинам Б. Кустодиева, пьесы Чайковского воссоздают живую народную культуру и историю России. Именно поэтому цикл «Времена года» называют «энциклопедией русской жизни».

Помимо этого в цикле есть чисто живописные пьесы, рисующие картины русской природы. Чайковский музыкальными красками создает великолепные полотна, подобно Шишкину, Сурикову, Левитану.

Но не только живописная яркость образов характерна для цикла «Времена года». Уникальность его заключается еще и в том, что здесь музыка тесно переплетается с русской поэзией. Музыка и поэзия во «Временах года» помогают друг другу раскрыться во всей глубине и красоте. Именно для этого Чайковский приводит в качестве эпиграфа к каждой пьесе фрагменты стихотворений великих русских поэтов: Пушкина, Некрасова, Жуковского, А. Толстого, Кольцова, Плещеева, Фета, Майкова, Вяземского. Строки этих стихотворений помогают более точно и образно понять содержание пьесы и выраженные в ней чувства композитора.

Наше знакомство с пьесами цикла будет несколько необычным.

Чтобы убедиться в живописности пьес этого цикла, мы начнем не с названия и эпиграфа, а с самой музыки.

Сейчас мы прослушаем одну из пьес цикла «Времена года».

Перед вами на доске висят картины русских художников:


Васильев «Мокрый луг»

Б. Кустодиев «Масленица»


И. Левитан. «Весна. Большая вода»


И. Левитан. «Владимирка»


И. Бродский. «Опавшие листья»

 

Прослушав внимательно пьесу, вы постараетесь выбрать из этих картин ту, которая по характеру и содержанию, на ваш взгляд, наиболее соответствует музыке.

Итак, слушаем.

(Дети слушают пьесу «Октябрь. Осенняя песнь»)

Из предложенных картин они безошибочно выберут «Опавшие листья» И. Бродского.

Вопрос: Почему вы выбрали именно эту картину? (Дети обосновывают свой выбор)

А как вы думаете, какой именно месяц осени отражен в пьесе и, возможно, на картине?

(дети называют предположительно месяц и обосновывают ответ).

Учитель может задать вопрос: а почему это не сентябрь и не ноябрь? (Обычно дети чувствуют, что сентябрь более радостный и светлый, а ноябрь более холодный и мрачный)

Итак, мы сами при помощи музыки сформулировали название пьесы. Это «Октябрь. Осенняя песнь».

Эпиграфом к этой пьесе Чайковский выбрал стихотворение А. Толстого:

«Осень. Осыпается

Весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые

По ветру летят».

Посмотрите, как органично сочетается в этой пьесе музыка и поэзия. Они рождают совершенно зримый образ, т.е. мы «видим музыку». Не случайно вы не ошиблись в выборе картины.

А теперь нам предстоит небольшая, но очень интересная творческая работа:

  1. Давайте внимательно посмотрим на картину Бродского и постараемся увидеть все, что на ней изображено, а также прочитать между строк, т.е. увидеть то, чего на картине нет, но незримо присутствует.

(Дети перечисляют все, что видят на картине: небо, сад, беседка, опавшие листья, солнце, в беседке стулья и т.д.)

    • Присутствуют ли на картине люди? (Обычно дети говорят «нет»)
    • Это картина о природе или о людях? (Обычно говорят «о природе»)
    • Кто главный герой (или герои) на картине? (Дети предполагают, что это листья, сад, осень и т.д.)
  1. Чтобы глубже понять, о чем же эта картина – войдем в беседку и внимательно рассмотрим все, что в ней есть. Подойдем поближе к стулу, стоящему слева от входа. Что на стуле? Листок бумаги. Что это? Письмо, одиноко лежащее на забытом стуле в заброшенной беседке, где совсем еще недавно сидел кто-то… А, может, здесь сидели двое? Почему два стула?.. А, может, сидели двое когда-то, не вчера, а вчера пришел один оставил это письмо. Кто? Кому? Зачем? О чем? Давайте раскроем тайну. Это так просто. Просто подойдем, возьмем письмо и прочтем… А если листок пуст? Тогда напишем сами. Кому? О чем? Не знаю. Каждый входит в беседку сам, один. Рядом – никого. Вот он этот листок. Пишите! Музыка вам поможет.

Учитель раздает детям заготовки для творческой работы и повторно включает пьесу «Октябрь». Дети пишут письма:

  1. Либо фантазируют, что может быть написано в том письме;
  2. Либо пишут свои письма.

Дети выполняют творческие работы.

В связи с темой урока можно разучить романс «Отговорила роща золотая» музыка Г. Пономаренко, слова С. Есенина.

«Мы задумывались над тем, как глубоко связаны друг с другом литература все искусство и как они вырастают на одной и той же, неистощимо богатой и плодородной почве, имя которой – Жизнь. И мы все время убеждались в том, что самое главное в искусстве, самое в нем важное и дорогое – это человек, его чувства и мысли, его поступки и его мечты, его радости и его печали, его жизнь, в чем бы она не проявлялась…» - эти слова Д.Б. Кабалевского из его книги «Про трех китов и про многое другое» относятся к литературе и искусству, но их целиком можно отнести к связи музыки и изобразительного искусства

В старину продавец древностей окружал своего ученика только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, ученик всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. В контексте нашей ситуации таким эталоном является классическая музыка. Изменения, нацеленные на духовное возрождение общества, которые сейчас происходят в России, ставят перед школой новые актуальные задачи.

Взрослые, не учите детей своих подлости.

Взрослые, не учите их злобе и зависти,

Взрослые, не учите безвкусной их пошлости,

Взрослые, не толкайте детей к пропасти!

Используемая литература:

  • Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – С. 91-95
  • Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в образовательных учреждениях: интеграция искусств в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского/ И.В. Пигарева, Г.П. Сергеева – М., 2004
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 классы. Уроки музыки. 5-7 классы. Методические пособия – М., 2007-2009
  • Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. Педагогическая академия, 2010
  • Использование информационных Интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Моя мастерская | Добавил: Елена68
Просмотров: 1723 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал