Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » Методическая копилка » Игровая деятельность на уроках музыки

Игровые приемы обучения на уроке музыки
23.02.2015, 08:50
Игровые приемы обучения на уроке музыки

Изложить какие-либо определенные, устоявшиеся приемы для уроков музыки - дело почти невозможное, потому что любая их форма, будучи примененной, на практике, тут же начинает стремительно меняться, приспосабливаться к конкретным условиям, обрастать новыми подробностями и избавляться от присущих данной игре ранее. В результате через несколько «игр» уже трудно вспомнить их первоначальный вид. Часто на основе одной игровой формулы рождается несколько совершенно самостоятельных видов деятельности.
Учащиеся выступают в такой ситуации активнейшими авторами новых идей и инициатив. Здесь их не только не стоит удерживать, но и полезно внимательно к ним прислушиваться, поскольку в играх (как в формах общения) они - «специалисты».
Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.
Весьма важно отметить два аспекта, связанных с подобными формами деятельности на уроке.
1. Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую
деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в
первый - второй раз.
Конечно, не имеется в виду, что все уроки теперь станут игровыми. Но игровые формы должны стать естественными настолько, чтобы при необходимости заменить скучную, надоедливую и однообразную учебную работу и не выглядеть при этом развлечением и расслаблением от интеллектуального труда. Это - не просто игры, а дидактические игры, то есть особые формы учебной работы, идущие от природы ребенка, естественные для него.
2. Не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра,
а неискусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это
должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу
занятия вдруг придут к выводу, что они играли- значит, игра получилась. А если дети уйдут с урока как
обычно и наследующем уроке и не вспомнят о том, что они делали на предыдущем занятии — значит, ничего не
вышло, нужно думать, почему. Как правило, ответ — в учителе...
Итак, рассмотрим некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализируем их с точки зрения дидактического смысла.
Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши).
Вариант 1. К примеру, у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора (или об истории создания какого-либо произведения).
Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе . После краткого вступительного слова («Сегодня мы постараемся узнать о композиторе, почему он считается великим мастером... Для этого мы сделаем вот что...», но только не «Сегодня мы будем играть в дидактическую игру») на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения.
Кто желает, может для этого подойти к доске к плакату. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам (с будильником), по секундомеру, по звону колокольчика, или по счету учителя (пять... четыре... три... два... один... Закончили!)
Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном!) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом).
Вариант 2. Группы-команды изготавливают такие плакаты сами (например, анализ выразительных средств произведения; ассоциативные образы) во время урока. После этого меняются местами, запоминают, что написано в «чужом» листе, возвращаются и дописывают. Затем обмениваются листами, проверяют и оценивают.
Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти определений - это «4», свыше - «5»; в) иная форма оценки, по усмотрению учителя, главное, чтобы у нее были объективные, известные ученикам критерии.
Анализ.
Конечно, учителю гораздо легче и быстрее изложить такие сведения (т.е. информацию) самому. И первое возражение, которое может сразу возникнуть: у нас и так один час в неделю, мы не успеваем дать весь необходимый материал. А тут еще такая потеря времени на всякие игры!
Но если мы подумаем о тех, кто должен «взять» то, что мы тик хотим «дать», порой буквально втискивая в каждую секунду времени урока максимум информации? Причем, вспомните какой восторг это вызывает у коллег проверяющей администрации: «Учитель так много успел сделать на уроке!». А ученики-то? Они - успели взять?
Уже первый опыт дидактической игры «Видимо-невидимо» дает результат небывалый при традиционных формах. Конечно, дети хорошо запомнят то, что они целенаправленно запоминали (причем не для учителя, а для себя и своей команды!), а потом несколько раз придирчиво проверяли и у себя, и у соперников...
Очень важно, насколько значимые, содержательные фразы напишет учитель на плакате. Ведь они должны отразить самое главное о том предмете, образе или явлении, которому посвящена работа.
Следует предупредить, что сразу дидактической игра может не получиться, как любое новое, неосвоенное дело. Но очень быстро к этому привыкают. Причем этим совсем не обязательно заниматься весь урок, а можно посвятить лишь его часть.
Не стоит бояться слишком интенсивной активности детей - конечно, с точки зрения традиционной педагогики свободно и естественно чувствующие себя дети на уроке могут выглядеть «странно», особенно, когда работают подобным образом первый раз... То, что мы называем дисциплиной, в такой ситуации управляется хорошим темпом, четкостью организации и ясностью критериев оценки. У детей, занятых интенсивной интересной работой, проблем с дисциплиной не бывает.
Представьте: на одном таком уроке в класс входит завуч и застаёт активную работу групп учащихся за столами. Они увлеченно перешептываются, обсуждают, спорят, советуются друг с другом, учительница, тихонько подсев к одной из групп, с интересом наблюдает за работой детей. Завуч предельно возмущена: «Это что за безобразие! Дети на уроке разговаривают, ведут себя вольно! А учитель - не на месте!!!» Что тут скажешь… Остается надеяться, что время таких завучей проходит.
Однако вернемся к игре и продолжим анализ.
Почему на листе фразы лучше написать разным цветом, шрифтами и в разных направлениях? Ясно, что так от лучше запоминаются.
Ограничение по времени необходимо для того, чтобы ребята сосредоточились и работали целенаправленно. Если кто-то не успевает, то это тут же скажется на результатах команды и заставит в следующий раз работать более собранно. Практика показывает, что в этом отношении ученики учатся просто моментально: стоит только два-три раза провести игру - и вы не узнаете детей. Таким образом, одновременно с усвоением материала урока происходит развитие умения сосредоточиться, эффективно расходовать время, работать в сотрудничестве с другими, прислушиваться к их мнению, отстаивать свое, находить компромиссные решения.
Обмен листами, местами есть ни что иное, как диалог между группами в увлекательной для учеников форме переписки.
Категория: Игровая деятельность на уроках музыки | Добавил: Елена68
Просмотров: 2428 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал