Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи, доклады, выступления

Системно - деятельностный подход и использование ИКТ, как способ реализации ФГОС на уроках музыки
21.02.2018, 21:41

Системно - деятельностный подход и использование ИКТ, как способ реализации ФГОС на уроках музыки.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для учащихся и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС.

В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, надо задуматься о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, обеспечивающие самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаем следующие задачи:

  • помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  • развиваю творческие способности;
  • поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  • помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  • побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются:

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • получение дополнительных знаний по теме;

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- выставки …

Н а уроках мызыки для развития креативности школьников использую творческие задания:

  • «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).
  • «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
  • «Музыкальный театр». Задание выполняется учащимися. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
  • «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

При выполнении заданий, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делясь более глубокими внутренними переживаниями.

Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Именно метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности и называется деятельностным методом.

 

Я работаю по программе разработанной на основе программы «Музыка»5-7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе ФГОС.

Содержание курса 5 класса раскрывается в двух крупных разделах «Музыка и литература», «Музыка и ИЗО». Учащиеся знакомятся с такими музыкальными жанрами, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, а так же специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.

Цель уроков - духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи - научить школьника воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, способствовать развитию интереса к музыке, и, конечно же, патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки.

Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

  1. Использование дифференцированных заданий.
  2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
  3. Использование метода проектов.

Использование дифференцированных заданий

Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. В работе я развиваю творческие способности, знания, умения и навыки учащихся через внутреннюю дифференциацию. Дети используют приобретенные знания и умения в практической деятельности: участвуют в школьных концертах, смотрах, конкурсах.

Для детей 7-8 лет характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому на уроках музыки одним из действенных средств индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания является игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить “живой” интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

Важным элементом индивидуально-дифференцированного подхода на уроках музыки является правильная постановка вопроса конкретному ученику. Один ребенок может делать выводы путем логических цепочек, обладает образным мышлением, другому же необходим скрытый ответ в поставленном вопросе. Главное, чтобы и один и другой получили самоудовлетворение от правильно сделанного вывода или верного ответа

Включение в образовательный процесс ИКТ

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности: проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.)

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

 

Использование метода проектов

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

В своей практике я использую следующие виды проектов:

Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».

Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.)

Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Категория: Статьи, доклады, выступления | Добавил: Елена68
Просмотров: 1519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал