Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » Методическая копилка » Статьи, доклады, выступления

Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе.
04.06.2016, 17:39
Б.П.Юсов, чл.-корр. РАО, д.п.н., проф.,
зав. лабораторией интеграции искусств.

 
Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. (Продолжение)
 
4.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО». НАБОР ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ.
В соответствии с изложенными выше целями, задачами и возрастными особенностями художественного развития учащихся содержание общего художественного образования с 1 по 11 (12-й) класс может быть представлено в виде следующей последовательности модулей (с указанием их продолжительности):
1. «Хоровод»: искусство и люди. (1-2 классы)
2. Искусство и окружающий мир. (3-6 классы)
3. Искусство и умение (5-7 классы)
4. «Сцена»: театр и танец (6-9 классы)
5. «Музей» (10-11-12 классы)
6. «Родина» (10-11-12 классы)
· Модули 1-3 проводятся на наглядно-деятельной основе.
· Модули 3-6 – с привлечением исторического материала и фольклора, национально-регионального компонента.
Модуль 1. «Хоровод» опирается на сенсорную и музыкально-коллективную основу освоения искусства в младшем возрасте на игровой и импровизационной основе, на коллективное совместное, групповое музыкально-пластическое действие и изображение. Элементы модуля продвигаются вплоть до 5-7 классов (фольклорная культура) и реализуются в 4-м модуле - театре и танце как коллективных художественных событиях.
Модуль 2. «Искусство и окружающий мир» начинается в период объективации изобразительной деятельности детей и изобразительной, сюжетной основы других видов художественной деятельности в данный период. Он завершается предметным рисунком младших подростков, сказочным и поэтическим периодом творчества.
Модуль 3. «Искусство и умение» начинается в период сюжетного завершения массового детского рисунка (5-7 классы) и совпадает, согласно Л.С.Выготскому, с началом массового поэтического творчества подростков, сочинения стихов. Здесь завершается господство устной речи, умение объяснять словами, идущими свободно и «от души» младшего подростка, его внутреннего и очень точного ощущения окружающего. Здесь также проходит пик фонетики речи, ее звучания, её «музыки». И если фонетике речи учителями сих пор не уделялось должного внимания, то самое время что-то еще наверстать. Иначе неминуем «накат» крика, подросткового сленга, кличек и прозвищ, что так знакомо по школьным коридорам и во дворах, при выезде детских групп на экскурсии и в театр, в общественном транс­порте.
Это «золотой» период «первого цветения отрочества», как пишут писатели: дети уравновешены, веселы, говорят полными фразами, любят рассуждать и рассказывать, делают сложные устные описания. Но это - и переход от устной речи к письменному слову, его свёрнутости и многозначности (что и отличает поэзию), выразительность заменяется смыслом, умствованием. Это ослож­няется освоением в эту пору научного языка геометрии, биологии и других, "серьезных" предметов, требующих "понятия", а не эпитета, красочного выражения, идущего от образа. Вместо двухмерного восприятия и ощущения пространства (верх-низ, лево-право, перед-за) психологически развивается трехмерное (спирально-шарообразное) пластическое, объемное ощущение пространства – пространственно-пластическое мышление.
В изобразительной деятельности этот модуль можно назвать «Пейзаж и натюрморт». Подростки переходят к так называемому предметному рисунку, внимательно всматриваются в окружающее и требуют скрупулезного и тщательного прорисовывания. Возрастают требования к конечному продукту, исполнению. Период мазков и широкого закрашивания поверхностей завершается: подростки не рисуют, а «делают» рисунок. Преподаватели внешкольных кружков называют это время «этюдизмом» (B.С. Щербаков), большое внимание приходится на деталь, цвет заменяется фиолетовыми тенями. Называют это и периодом кризиса детского рисунка.
Однако внимание к предмету и детали выражается в том, что подростки в массовом порядке переходят к декоративно-при­кладному искусству. Мальчики и девочки 12-15 лет - основной контингент кружков резьбы, росписи, вышивания, дизайна, кукол и кукольного театра. Иллюзорный цвет в рисунке не удается, но в объемном изделии сохраняется свежесть красок и точность детали, и рукоделие процветает. По итогам 30 лет Всесоюзных выставок изобразительного творчества детей, участники отдела декоративного искусства и рукоделия - это возраст 6-8 классов: особенно высокий процент среди участников других возрастных групп.
Внимание к природе, пейзажу, рисованию цветов, животных («этюдизм» - то есть рисование с натуры и по наблюдению) выражается также в фольклорных наклонностях подростков. Лучшие фольклорные кружки, ансамбли народного танца, частушек, народных песен, хороводов, народных инструментов - это подростковые группы средних классов школы, общий дух которых удивительно гармонирует с народным искусством, сарафанами, непорочной чистотой народного духа, глубинным подтекстом сказаний, поговорок, загадок, сказок и былей.
Однако в этой распевности и театральности ранних подрост­ков еще нет «сцены», театрального лукавства. Реальность жизни и сказки воспринимается ими как сцена жизни. И они сами - еще на грани детской магии и фантазии и жестких реалий бытия.
Мы уделяем этому модулю такое место, потому что он во многом выступает переходным: в нем завершаются - и должны быть педагогически завершены и синтезированы не только разные виды художественной деятельности, но и все прежние художественные накопления и возможности детства. В то же время, здесь порождаются задатки будущего развития почти взрослой по своей структуре личности, которой предстоит еще долгий период вызревания и во многом - уже за порогом школы.
По своей педагогической сложности это такой же крити­ческий модуль, как тот период развития, который обозначается началом модуля «Музей»: Это будет еще один перелом в эстетическом сознании и самосознании школьников.
Модуль 4. «Сцена: театр и танец» проводит через себя все другие виды искусства и художественной деятельности: литературу как драму, выразительную речь, живописную сценографию, художественное пространственное конструирование, костюм и внешнее решение образа (прическа и грим, косметика), этические ритуалы общения, романистику и приключения, романтическую и куртуазную живопись, скульптуру, архитектуру, музыку театра, танца.
Модуль 5. «Музей» условно обобщает серьезную работу по умению собрать и оформить материал для учебного проекта – индивидуального и коллективного, для реферата, имея в виду библиотеку как музей книги, а также видеоленты, компьютерные программы по культуре, которые могут подготовить сами школьники. Музей - это не только живопись и скульптура. Музей книги всех времен и народов - включая музееве­дение способов материалов изготовления книг (древесные и рулонные книги Востока, рукописные и печатные) - это библиотека: как библиотеки возникают, что там хранят, как надо пользо­ваться библиотекой, архивом. Театр - тоже музей пьес разных времен и народов в живом воплощении актеров. То же - концертный зал, оркестр, филармония, фестиваль танца. Краеведческие музеи. Города-музеи.
Слово «музей» в нашей концепции имеет обобщенный, модуль­ный смысл, как всякое бережное и ученое отношение к культуре и её накоплениям в истории человечества, на местном и национа­льном материале, в том числе. Это могут быть также модели, инстоляции - собрание предметов какой-то эпохи, ансамбль костюмов, среды, тканей и обстановки. Это могут быть костюмированные события на общешкольных и региональных меропри­ятиях, пропущенные через творческое сознание и деятельность школьников старшего возраста.
Модуль 6. «Родина» - отражает необходимость знания выпускниками истории традиций местной культуры, потребности культурного краеведения, экскурсий, путешествий, туризма, охраны местных памятников культуры. В национальных автономиях здесь подводится итог предшествующих лет учебы, рассматриваются вопросы межнациональных связей, языков, традиций, связи местной этнической традиции с культурой России и с мировой художественной культурой. Важная роль принадлежит изучению иностранных языков. Уже в среднем и особенно старшем возрастах ученики могут попытаться сами переводить с европейских языков (по подстрочнику) стихи и прозу на уроках русской и национальной литературы. Это совсем не затронутая проблема.
Такова принципиальная характеристика блочного планирования и чередования занятий разнообразными видами искусства на протяжении 1-12 классов общеобразовательной школы. Блочный принцип последовательности изучения искусства в общеобразовательной школе можно свести к следующему виду (см. таблицу 1).
Настоящий проект выступает альтернативным по отношению к существующей практике преподавания искусства в школе, когда по многовековой традиции имеют место только традиционные «чтение, пение и рисование», преподаваемые по столь же давним технологиям. Существующий в небольшом числе школ курс МХК отражает, в основном, традиции лишь европейской художественной критики 19-20 вв. (не "мировую" художественную культуру) и существенная часть исторических аспектов мировой культуры передана курсу истории, где, по подсчетам В.В. Неверова - по учебникам 70-х гг., – она занимает 80% учебного материала курса истории.
Сегодня не охвачены расписанием театр (занятия драматизацией, как это трактует Европейский бакалавриат искусств для средних школ с центром в г.Женева, Швейцария), танец, экранные искусства, ТВ и видео, архитектура, интерьер, визаж (художественное решение внешности человека, или в театре - грим и макияж), эстетика пейзажа и парковые ансамбли мира, предметно-индустриальная среда человека и его быта, культура групповой и массовой самодеятельности, искусство в семье и дома, детское художественное творчество, охрана и поддержание культурных ценностей, национально-этнический и общечеловеческий культурный комплекс - в то время, когда становится космической и планетарной информационная основа мировой культуры, средства вещания и культурного обмена. Школа не готовит детей к вхождению в современную культурную среду и к пользованию ею и её возмож­ностями, к культурному туризму. Перечисленная проблематика может выступать как тематический план содержания намеченных нами "Модулей".
В основу соединения в сенсорно-тематические блоки и модули всех этих
видов и направлений образования в области культуры нами положены не только факты и понятийные системы искусствоведения (музыковедения, театроведения, литературове­дения и т.д.), философской эстетики и культурологии, но - главное - естественные ступени эволюции детского интереса, обусловленные процессом развития детской личности. Это дает возможность выделить доминирующее на данном возрастном этапе искусство, совпадающее со способами художе­ственного освоения мира и вхождения в культурную среду, свойственными детям определенной группы классов: музыкаль­но-игровые, драматические способы художественного проявления малышей, изобразительный период и устная словесность в начальной школе, фольклорно-поэтический и пространственный, пластический способ младших подростков, театрально-танцевальный уклон в общении старших подростков, стремление к системно-музейной серьезности старшеклассников во всех видах культуры.
На основу доминирующего способа художественной деятельности наращиваются субдоминантные искусства и виды художественного проявления (например, театральная живопись, сценический костюм, театральная музыка, литературная драматургия) - в единый блок-модуль - и, таким образом, за время школы осваиваются в первом приближении все отрасли современной культуры общества и истории искусства, национальных форм.
По мере прохождения доминантного периода, специфика того или иного способа художественного восприятия и осознания мира, характерная для данного возраста, специфика того или иного искусства, той или иной формы художественного представления и мышления, выражаемая определенными формами художественной деятельности, выступает базой для наращивания новой ступени развития содержания на занятиях другими видами искусства, которые становятся доминантными. Прежде доминантное искусство, или формы искусств, как область специализации избранного числа детей выходит за рамки общеобразовательного процесса и выносится во внеклассные, дополнительные и специа­лизированные занятия в учреждениях по искусству для детей. Начинают преобладать - при специализации - индивидуаль­ная наклонность, интерес семьи и т.п., что существенно меняет расстановку акцентов на обязанностях общего образования в сравнении с дифференцированным направлением индивидуального пути жизни данного ученика, что переходит рамки задач общего образования.
Б.Г. Ананьев указывает, что так называемые «типичные возрастные черты», несмотря на индивидуальные различия детей, (на это указывают также А.Н. Леонтьев и Н.С. Лейтес), отчетливо проявляются до периода 18 лет и в дальнейшем все менее явны. Начиная, с 30-35 лет (другие ученые называют возраст 27-28 лет), возраст в основном утрачивает свое значение для качества профессиональной деятельности и её успешности. В случае яркой одаренности высокий уровень деятельности может проявиться очень рано, но столь же неожиданно оборваться в отрочестве. А. Валлон считал раннюю специализацию интереса плохим прогнозом уровня общего развития ребенка, в дальнейшем.
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.
СХЕМА БЛОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИСКУССТВ ПО КЛАССАМ И ИХ ДОМИНИРОВАНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ
Детский сад и
1-й класс
2-5 классы 6-9 классы 10-12 классы
Музыка
Движение
Изо
Устное слово
Театр-сцена Литература
Субдоминантные искусства
Танец
Изо (лепка, рис.)
Театр (общение)
Устное слово
Музыка (изобразительная)
Устное слово, поэзия
Театр (роль)
Письмо (описание)
Экран (анимация)
Танец (общение)
Изо – декоративно-прикладное, визаж
Литература (драма, экранизации)
Литература (письменность, каллиграфия, оформление книги)
Экран (документальный)
Музыка (прикладная, сценическая)
Театр/Танец
Архитектура, Дизайн,
Среда.
Экран (художественный)
Изо (музей, городская и пейзажная среда, интерьер, ансамбль)
Время блоков «Искусство» в расписании (уроков в неделю)
6 уроков
ежедневно
4-6 уроков
сдвоенные уроки через день
6 уроков
(включая литературу) сдвоенные уроки через день
6 уроков
(включая литературу) сдвоенные уроки через день
         
 
 
 
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСКУССТВУ. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Область искусства является сферой лабораторно-практической работы, и проектная, поисковая и исследовательская работа учащихся, самостоятельное творчество в различных видах у художественной деятельности и искусства является естественной формой учебного процесса. Это должно учитываться выделением времени на область «Искусство» в школьном расписании. Стержнем этой области является детское художественное творчество, разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Лабораторно- практическая и инструментальная природа искусства позволяет использовать различные формы организации занятия: индивидуальную, коллективную, групповую, художественное событие для группы классов или всей школы как общественные мероприятия, подводящие итог творческой деятельности учащихся на уроках за четверть, за учебный год.
В массовой практике образования встречаются примеры создания в профильных школах специализированных классов: народных инструментов, дудочников-сопилкарей, струнных и духовых инструментов, живописцев и графиков, по отраслям народного прикладного ремесла (резьбы, вышивки, ткачества, росписи), фольклорного танца – всего до 30 видов специализации в той же школе – при поддержке художественных и музыкальных школ, центров народного искусства, джазовых коллективов, театров.
Исследования показывают, что из учащихся двух-трех местных школ можно собрать класс юных поэтов и писателей, журналистов, а из 5-6 школ - класс детей-композиторов.
Если данное направление интегрированной блочной организации Образовательной области «Искусство» будет принято к внедрению, уже сегодня можно подготовить практический сборник рекомендаций и методических указаний, научных наработок, которых пока не существует даже в самых развитых странах мира.
Это, правда, было бы революцией в художественно-образовательной политике массовой школы.
6.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Ниже приводятся примерные критерии оценки, «критерии-ориентиры», т.е. направления, по которым можно определять успешность интегрированного художественного образования школьников. Они проверены в многолетней практике и выведены из неё. Сложность состоит в том, что такого опыта нет в мировой школе. Это труднее, чем оценка успехов ученика по профессиональным или искусствоведческим показателям. Надежных тестовых оценок по искусству в мире нет. Ближе всего к реальности стоят оценки методом компетентного жюри, но, внутренне, ориентиры мастеров, участвующих в художественном совете, - тайна за семью печатями. Это интуиция художника, которая нередко делает и трагические ошибки, рушит судьбы детей.
Сложность оценки интегрированного развития в искусстве заключается в том, что это должны быть о б щ и е для всех видов искусства критерии, оценки внутреннего единства художественной культуры школьника, хотя отдельные показатели какого-то одного искусства или вида художественной деятельности детей свидетельствуют и об интегральном уровне продвижения. Например, такими генеральными показателями являются всеобщие сенсорные языки: цвет, звук, движение, пространство, слово, форма, композиция.
Многолетняя практика интегрированных занятий со школьниками разного возраста по шести видам интегрированных программ на базе отдельных видов искусства и в соединении нескольких искусств (изо, музыка, литература, драматизации, игра на простых инструментах типа шумовых), обобщение опыта педагогов около 40 школ в 6 регионах позволили сформировать следующий ряд критериев-ориентиров:
1. Быстрота включения в творческий процесс, скорая мобилизация и активность в работе.
2. Желание и умение работать в коллективе, согласованно взаимодействовать.
3. Цельность поэтического пространства ребенка, внутренняя устойчивость художественного представления об образе при смене модальности выражения: переход от звука к цвету и т.п.
4. Вариативность и художественное разнообразие образов замысла: переложение в другие средства, сочетание, цвета, формы, слова и т.д.
5. Способность продуктивно завершать работу – приходить к решению от нерешительности: дети часто не знают, что делать.
6. Скорость овладения рабочими навыками (генерализация) при переходе к другим малознакомым искусствам, быстрое схватывание основы новых средств выражения.
7. Взаимосвязь смыслового и художественного пространства. Успешное нахождение формы и средств для передачи смысла образа.
8. Эффект личного участия. Сопереживание с образом и преображение в него (виртуальность образа). В старшем возрасте с этим приходится бороться, (увлечение виртуальным пространством, компьютерным моделированием и играми).
9. Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства: развертывание звука в цвет и движение; свертывание цвета, звука и танца – до графики, линии; ограничение передачи многоцветного явления двумя-тремя красками.
10. Взаимоналожение: совмещение возможностей разных искусств в одной творческой работе.
11. Воображение (широта, гибкость, возвышенность образов, стремление к героике, мечте).
12. Индивидуальность образа, неожиданность решения, без шаблона, навязчивого приема, манерности.
13. Потребность повседневного общения с искусством, его включенность в распорядок жизни, в привычное общение. Интерес к ряду искусств предпочтительнее замкнутого интереса к одному из них (Ю.У. Фохт-Бабушкин).
14. Активность цвета как интегрирующего фактора культуры, особенно на занятиях музыкой, театром, словесностью.
15. Привлечение пространственных представлений о явлениях в мире: пространственность музыки, театра, литературных форм.
16. Внимание к интонации, особенно в фонетике слова, а также к интонации цвета, движения, жеста.
17. Чувство общей полифонической художественной среды, внимание к качеству окружающей среды, её гармонии.
18. Словесная находчивость речи, суждений, динамичность и интонация речи. Речь, слово как важный интегратор в культуре и творчестве. Родной (материнский) и иностранные языки.
19. Интерес к этно-региональным особенностям культуры, её традициям и наследию.
20. Увязывание региональных особенностей культуры и искусства с глобальными, общечеловеческими проблемами культуры.
Главным интегрирующим показателем является, конечно, общее духовное возвышение интересов, чувство радости на занятиях творчеством, разделенное в общении с друзьями, усиление доверия к учителю, родителям, взрослым.
6.МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО». ПОДГОТОВКА И КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ.
Здесь намечается три главных направления: подготовка учителей искусства широкого профиля и переподготовка работающих в новой системе работы, разработка стандарта оборудования уроков блока «Культура», развитие промышленной базы для производства такого оборудования и издания пособий.
Особенно ответственным является подготовка и переподготовка кадров. Предлагается создать сеть факультетов учителей широкого культурологического профиля по искусству и культуре, способных осуществить новую идеологию Образовательной области «Искусство». Необходимы коррективы в учебные планы действующих факультетов литературного, музыкального, изобразительного профиля. В системе образования не готовятся преподаватели театра, кино, танца (здесь просто провал), современных медиа-средств.
Научно-педагогическая база такой работы может быть подготовлена в течение 2-3 лет. Есть существенные заделы, на научном и практическом уровнях.
 
 
$MYINF_18$
Категория: Статьи, доклады, выступления | Добавил: Елена68
Просмотров: 656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал