Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Пятый класс

М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила"
01.01.2015, 13:55
«Руслан и Людмила».
Рассказы для школьников.
Шел ноябрь 1917 года. Резкие порывы ветра заметали снегом пустынные улицы Петрограда. Время от времени доносилась ружейная перестрелка, раздавался треск пулеметной очереди.
 Месяц прошел после взятия Зимнего дворца. Одержанная великая победа закреплялась в упорных боях.
 На уличных тумбах, на стенах домов белели листочки декретов, воззваний, военных приказов. Рядом с ними диковинным пятном выделялась театральная афиша: «27 ноября сего года в Мариинском театре состоится юбилейный спектакль оперы Глинки «Руслан и Людмила». И ниже: «К 75-летию со дня первой постановки».
 Наступил вечер 27 ноября. На площади у театра стали собираться люди. Сначала по одному, по двое, а затем сплошным потоком они вливались в двери, с любопытством осматривали коридоры, фойе, располагались в ложах, партере.
 Никогда еще такие зрители не появлялись в великолепном зале недавнего императорского театра. Матросы, опоясанные пулеметными лентами, бойцы рабочих отрядов с красной звездой на шапках, парни и девушки с городских окраин. Разговоры, смех, шумные приветствия…
 Но вот в зале погас свет. Появился дирижер, поднял руки. И мгновенно установилась тишина.
Музыка увертюры словно пронизана ярким солнечным светом. Но в середине ее возникают странные созвучия, все как будто застывает в оцепенении. Несколько тревожных минут — и снова стремительным потоком разливается ликующая музыка. Заключительные мощные аккорды слились с бурными аплодисментами.
 Да, это был настоящий юбилей оперы Глинки! Сердца неискушенных, новых зрителей горячо откликнулись на гениальное творение, в котором соединился гений двух великих русских художников.
 Еще в юности будущий композитор узнал и полюбил творчество Пушкина. Школьный товарищ Глинки, младший брат поэта Лев Пушкин, наизусть декламировал целые главы из «Руслана и Людмилы».
Поэма Пушкина, созданная в 1820 году, сразу завоевала всеобщее признание. Жуковский подарил молодому поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820 года, марта 26».
 Спустя шестнадцать лет, вскоре после премьеры «Ивана Сусанина», произошла знаменательная встреча Глинки и Пушкина. «На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей. «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал… Я желал узнать у него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения», — рассказывает композитор в своих «Записках».
 Заветной мечте Глинки о творческом содружестве с Пушкиным не суждено было осуществиться.
 В создании либретто приняли участие несколько человек, большую часть написал В. Ширков. Конечно, никто из них не мог заменить Пушкина. Но музыка Глинки полностью искупает недочеты либретто, покоряет яркостью красок, полетом фантазии, своеобразием народного колорита.
 Бессмертный образ творца «Руслана и Людмилы» оживает во второй песне вещего Баяна, которую часто называют «памяткой Пушкину». Цензура неоднократно требовала исключить ее из оперы. Всем был ясен смысл слов «недолог срок на земле певца» — певца, слагавшего свои песни в «угрюмом крае», на «безотрадном бреге».
 Светлая мечта о счастье, озарявшая жизнь великого поэта, выражена последними словами Баяна: «Пройдут года, и на бедный край доля дивная низойдет».
 «Доля дивная» — за нее сражались многие поколения русских людей, с невиданным упорством отстаивали ее новые слушатели оперы Глинки. Все волновало, все завораживало их в «преданьях старины глубокой».
Действие оперы открывается песней Баяна с хором. Он поет «про славу русские земли», про битвы за родную землю. Вспоминаются слова из пролога пушкинской поэмы: «Там русский дух, там Русью пахнет…» По-русски широко, привольно звучит голос Людмилы («Грустно мне, родитель дорогой»),  размеренный склад былинных напевов отличает речи Баяна, традиции величальных свадебных песен претворены в хорах, славящих новобрачных.
 Плавно, неторопливо, как в старинных былинах, развертывается действие оперы.
 Внимание слушателей нарастало. Не удивительно! Волшебник Глинка открывал перед ними новые и новые чудеса.
Задолго до создания «Руслана и Людмилы» композитор побывал в Кисловодске и Пятигорске. Там он слышал песни черкешенок, любовался играми и плясками горцев. Музыка Кавказа очаровала Глинку красотой своих своеобразных мелодий, пламенностью танцевальных ритмов. Впечатления не забывались. В музыке «Руслана и Людмилы» яркими и разнообразными  красками заблистал мир Востока.
 В третьем акте возникает картина волшебного замка Наины. Тот, кто попадает сюда, не может устоять перед чарами прекрасных дев, забывает обо всем на свете. Звучит хор «Ложится в поле мрак ночной». Глинка использовал в нем восточную мелодию. Она проникнута томной негой, навевает сладостные грезы, погружает в забытье. Подлинные восточные напевы, глубоко прочувствованные Глинкой, выразительно рисуют юного, пылкого хана Ратмира.
 Иной Восток показан в четвертом акте. Мужественная, воинственная стихия воплощается в танцах рабов Черномора, прежде всего в огненной лезгинке.
 Сказочные чудеса возникают на протяжении всего акта. «Руслан и Людмила», по определению композитора, является «большой волшебной оперой». Этот вид оперного искусства получил в то время широкое распространение. Но гениальное творение Глинки ничем не напоминало тех эффектных, феерических, занимательных представлений, которые вызывали одобрение аристократической публики. Фантастические образы «Руслана и Людмилы», как в народной сказке, связаны с событиями реальной жизни, воплощают силы добра и зла.
Во главе враждебных сил выступает Черномор. Его образ рождается еще в увертюре — в сочетании странных безжизненных созвучий и тяжелых ниспадающих ходов тромбонов. Эти интонации рисуют грубое вторжение неведомой силы в светлый мир счастья и любви (первый акт, сцена похищения Людмилы). А в четвертом акте Черномор зримо предстает перед Людмилой. Черномор — немой персонаж, это лишний раз подчеркивает его фантастический облик. Фанфары труб возвещают о появлении властелина волшебного царства. В окружении рабов выступает карлик с бородой до пят. Музыка марша Черномора создает яркое представление о причудливом, изменчивом облике похитителя Людмилы. Угловатая поступь марша, мощная звучность оркестра сменяются прозрачным звоном колокольчиков.
 В столкновении со злом, в трудных испытаниях проверяются воля, мужество, стойкость действующих лиц оперы.
 Пленником сладостных чар дев Наины оказывается Ратмир. Союзником злой колдуньи становится горе-богатырь Фарлаф. В его лице разоблачаются трусость, бахвальство — те качества, которые неизбежно приводят к предательству.
 В комичной сцене Фарлафа и Наины раскрылась новая черта гениального Глинки — остроумие, язвительная насмешка.
 Появление маленькой сгорбленной старушки повергает Фарлафа в смятение. Словно загипнотизированный страшным видением, заикаясь на каждом слове, повторяет он отрывистую короткую фразу: «Скажи, кто ты!»
 Страх сменяется хвастовством, когда Наина предлагает Фарлафу свою помощь. Захлебывающейся скороговоркой изливает он свою радость, без конца повторяет слова: «Близок уж час торжества моего», как будто убеждает себя в собственной храбрости.
 С честью выдерживают испытание главные герои оперы.
 Слушатели запомнили обаятельный образ счастливой супруги Руслана — милой, жизнерадостной, грациозной княжны. Пришла суровая пора — и новые черты раскрылись в характере Людмилы, пленницы Черномора. Безучастной остается она к чудесам и соблазнам волшебного царства. Глубокая печаль раскрывается в арии «Ах ты, доля, долюшка». Простая, задушевная мелодия напоминает протяжную русскую песню, выразительно вторит ей солирующая скрипка в оркестре. Но Людмила не поддается отчаянию. Воля, душевная решимость выражаются в словах: «Мне не страшна злодея власть: Людмила умереть умеет!» Смело бросает княжна вызов грозному Черномору:
Безумный волшебник! Я дочь Светозара,
 Я Киева гордость.
Доблесть, мужество, богатырская сила в образе Руслана.
 Третья картина второго акта, сцена на мертвом поле. В музыке оркестрового вступления оживают бессмертные пушкинские строки:
Вдали все пусто: здесь и там
 Желтеют кости; по холмам
 Разбросаны колчаны, латы…
Ничто безмолвной тишины
 Пустыни сей не возмущает,
 И солнце с ясной вышины
 Долину смерти озаряет.
 Со вздохом витязь вкруг себя
 Взирает грустными очами.
Мыслями, сердцем обращается Руслан к тем, что пали когда-то здесь в жестоких сражениях. С большой глубиной показывает композитор волнение, невольно возникающее в сердце Руслана. И тем естественнее преображение героя, преодолевающего тревожные предчувствия и отважно устремляющегося навстречу опасностям.
 Ярким контрастом напевной мелодии скорбных размышлений звучит боевой клич Руслана:
Дай, Перун, булатный меч мне по руке!
В сцене битвы Руслана с Черномором волнение в зале достигло высшего предела и не ослабевало до конца. Слушатели отдали должное красоте восточных мелодий, волшебным краскам фантастических эпизодов и с особенной полнотой почувствовали радость возвращения в родную стихию, где «русский дух», где «Русью пахнет».
Последняя картина: Киев, терем Светозара. Все окружили ложе, на котором, погруженная Черномором в глубокий сон, спит Людмила. Безыскусственной простотой проникнута мелодия хора «Ах, ты свет Людмила», напоминающая русские народные песни-причеты.
 Могучая русская «Слава» заканчивает действие оперы:
Да процветает в силе и красе
 Наш край родимый в вечны времена!
Слушатели поднялись, охваченные патриотическим чувством. Долго не смолкали аплодисменты. Большая группа собралась вокруг одного из слушателей, внимая его взволнованным словам:
 — Знаете ли вы, друзья мои, что сегодня, да, именно сегодня сбылась заветная мечта Глинки? Ведь его «Руслана» не оценили высокопоставленные слушатели! Да что там не оценили — свистели, шикали на первом представлении. Но Глинка не падал духом. «Я верю, — говорил он, — что пройдет время, может сто лет, и мою оперу поймут и оценят».
 Много лет боролись за Глинку восторженные почитатели правдивого искусства и вот – пришла победа. Вы понимаете теперь, какой сегодня день?!
 Пушкин в своей поэме, Глинка в опере раскрыли мудрую истину многих народных сказок и преданий: тот побеждает зло, кто честен и смел, не страшится опасности, беззаветно любит родину.
 
Т. Розова
Категория: Пятый класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 3704 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал