Главная » Файлы » В стране басового ключа » Седьмой класс |
Становление музыкальных образов в балете С.С. Прокофьева "Золушка"
23.09.2016, 20:01 | ||||
Становление музыкальных образов в 1 действии балета "Золушка" С.С. Прокофьева.Содержание:1. История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка» 2. Понятие «музыкальный портрет» 3. Характеристика главных персонажей балета 4. Вывод 1. История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»
Трагические события Великой Отечественной войны на какое-то время отвлекли композитора от работы над «Золушкой».Премьера её состоялась в Большом театре 21 ноября 1945 года. В главной роли выступили известные, прославленные балерины Галина Уланова и Раиса Стручкова. 2. Понятие «музыкальный портрет»Музыкальный портрет – это музыкальная характеристика героя произведения. Сергей Прокофьев писал: «Я стремился так изобразить в музыке характеры милой мечтательной Золушки, её робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестёр, горячего юного принца, чтобы зритель не оставался равнодушным к их невзгодам и радостям». 3. Характеристика главных персонажей балетаСразу во вступлении звучат две темы, рисующие с разных сторон милую, мечтательную девушку. Обратите внимание на выразительные средства, которые использовал композитор, чтобы показать добрые качества Золушки. С образом главной героини связаны певучие, плавные, и в то же время грустные, жалобные мелодии. Сам Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки. После смерти мамы жизнь Золушки изменилась: отец женился на женщине властной и суровой, которая заботилась только о своих дочерях. А те, в свою очередь не упускали момента обидеть, посмеяться над несчастной девушкой. Золушка быстро забыла обиду и на её душе снова радость. Композитор во второй теме вступления характеризует Золушку, как романтическую героиню. Она мечтает о счастье. Чтобы показать нежность и чистоту ее чувств, Прокофьев использует высокий регистр и ровный ритм. В дальнейшем в балете появляется ещё новые темы, которые дополняют образ Золушки. Наиболее важная из них – тема Золушки влюблённой. События 1 действия происходят в доме отца Золушки, следовательно, и декорации сцены представляют большую, просторную комнату. Здесь композитор знакомит нас с основными героями балета. В музыкальных характеристиках сестёр и мачехи большую роль играют колючие мелкие мотивы с острым ритмом. Это хорошо слышно в первой сцене балета под названием «Па-де-шаль»- танец с шалью. Сёстры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Прокофьев дал сестрам скорее не имена, а прозвища. Одну назвал Кривлякой, другую – Злюкой. Золушка работает у очага. Но вот вздорные сёстры ссорятся из-за шарфа. В эпизоде названном «Ссора» музыка основана на мелких «царапающих» мотивах и резких, отрывистых аккордах у струнных инструментов. Создаётся впечатление, что сёстры кричат друг на друга. Так и видишь цепкие движения и резкие жесты двух злючек. Ссора заканчивается неожиданным падением дерущихся девчонок. Совсем неожиданно в музыкальной истории Прокофьева появляется новый персонаж - Фея в образе нищенки. Её характеризует таинственная, загадочная мелодия. Она просит у хозяев милостыню. Именно в этом номере показано отношение девушек к старушке. Мачеха и сёстры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусочек хлеба. Незаметно старушка исчезает. Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого молодого Учителя танцев на планете – поучиться последним движениям и манерам. В этом номере показан карикатурный характер сестёр. Всюду, где появляются злые сёстры и мачеха, звучит колючая музыка с острым ритмом. 4. ВыводЛитература: 1. С.С. Прокофьев Балет «Золушка» 2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Страницы 20-22 3. Гульянц Е. Сказка о Золушке, балете и музыке или необыкновенные, но вполне правдоподобные приключения Золушки из сказки Шарля Перро – Москва: «Советский композитор», 1972 Страницы 66 – 69 4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература – Москва «Музыка», 1989 Страницы 42 -46 Для визуального оформления использовались: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/587/103587349_00.png http://f14.ifotki.info/org/ba287a852cccbc8713796841242ff1e6bc5f6c146134366.jpg http://www.bankgorodov.ru/photo_f/1331885974 http://img542.imageshack.us/img542/6836/cenicienta25.gif http://kingdom-hearts2.3dn.ru/_ph/14/2/998539528.png Видеоурок по теме http://znaika.ru/catalog/2-klass/musyka/Stanovlenie-muzykalnykh-obrazov-v-1-deystvii-baleta-Zolushka | ||||
Просмотров: 4287 | Загрузок: 0 | |