Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Седьмой класс

Становление музыкальных образов в балете С.С. Прокофьева "Золушка"
23.09.2016, 20:01

Становление музыкальных образов в 1 действии балета "Золушка" С.С. Прокофьева.

Содержание:
1. История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»
2. Понятие «музыкальный портрет»
3. Характеристика главных персонажей балета
4. Вывод

1. История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Они повествуют о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом.
Прокофьев
Сергей Сергеевич
1891-1953
 
Многие мальчики и девочки знают и любят сказку «Золушка». Давным-давно  эту занимательную историю про скромную, трудолюбивую девушку написал Шарль Перро.
 
 

            Шарль Перро
                   1628-1703
Идея создания балета по известной сказке французского писателя родилась у Сергея Сергеевича Прокофьева зимой 1940 года. Либретто написал Николай Волков.
Трагические события Великой Отечественной войны на какое-то время отвлекли композитора от работы над «Золушкой».Премьера её состоялась в Большом театре 21 ноября 1945 года.
В главной роли выступили известные, прославленные балерины Галина Уланова и Раиса Стручкова.

2. Понятие «музыкальный портрет»

Классический балет «Золушка», написанный Прокофьевым замечателен многогранными музыкальными портретами героев.
Музыкальный портрет – это музыкальная характеристика героя произведения.
Сергей Прокофьев писал:
«Я стремился так изобразить в музыке характеры милой мечтательной Золушки, её робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестёр, горячего юного принца, чтобы зритель не оставался равнодушным к их невзгодам и радостям».

3. Характеристика главных персонажей балета

Для каждого героя композитор находит свои средства выразительности. В балете «Золушка» четко противопоставлены характеристики главной героини и злых сестёр с мачехой.
Сразу во вступлении звучат две темы, рисующие с разных сторон милую, мечтательную девушку. Обратите внимание на выразительные средства, которые использовал композитор, чтобы показать добрые качества Золушки. С образом главной героини связаны певучие, плавные, и в то же время грустные, жалобные  мелодии. Сам Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки. После смерти мамы жизнь Золушки изменилась: отец женился на женщине властной и суровой, которая заботилась только о своих дочерях.  А те, в свою очередь не упускали момента обидеть, посмеяться над несчастной девушкой.
Золушка быстро забыла обиду и на её душе снова радость. Композитор во второй теме вступления характеризует  Золушку, как романтическую героиню. Она мечтает о счастье. Чтобы показать нежность и чистоту ее чувств, Прокофьев использует высокий регистр и ровный ритм.
В дальнейшем в балете появляется  ещё  новые темы, которые дополняют  образ Золушки. Наиболее важная из них – тема Золушки влюблённой.
События 1 действия происходят в доме отца Золушки, следовательно, и декорации сцены представляют большую, просторную комнату. Здесь композитор знакомит нас с основными героями балета. В музыкальных характеристиках сестёр и мачехи большую роль играют колючие мелкие мотивы с острым ритмом. Это хорошо слышно в первой сцене балета под названием «Па-де-шаль»- танец с шалью. Сёстры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Прокофьев дал сестрам скорее не имена, а прозвища. Одну назвал Кривлякой, другую – Злюкой.
Золушка работает у очага. Но вот вздорные сёстры ссорятся из-за шарфа.  В эпизоде названном «Ссора» музыка основана на мелких «царапающих» мотивах и резких, отрывистых аккордах у струнных инструментов. Создаётся впечатление, что сёстры кричат друг на друга. Так и видишь цепкие движения и резкие жесты двух злючек. Ссора заканчивается неожиданным падением дерущихся девчонок.
Совсем неожиданно в музыкальной истории Прокофьева появляется новый персонаж - Фея в образе нищенки. Её характеризует таинственная, загадочная мелодия. Она просит у хозяев милостыню. Именно в этом номере показано отношение девушек к старушке. Мачеха и сёстры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусочек хлеба. Незаметно старушка исчезает.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого молодого Учителя танцев на планете – поучиться последним движениям и манерам. В этом номере  показан карикатурный характер сестёр. Всюду, где появляются злые сёстры и мачеха, звучит колючая музыка с острым ритмом. 
 

4. Вывод

Итак, в начале первого действия балета С.С. Прокофьева показаны основные действующие лица, черты их характеров. Композитор с первых звуков своего произведения воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает душевную чёрствость и злобу.
 
 Литература:
1. С.С. Прокофьев Балет «Золушка»
2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Страницы 20-22
3. Гульянц Е. Сказка о Золушке, балете и музыке или необыкновенные, но вполне правдоподобные приключения Золушки из сказки Шарля Перро – Москва: «Советский композитор», 1972 Страницы 66 – 69
4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература – Москва «Музыка», 1989 Страницы 42 -46
Для визуального оформления использовались:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/587/103587349_00.png
http://f14.ifotki.info/org/ba287a852cccbc8713796841242ff1e6bc5f6c146134366.jpg
http://www.bankgorodov.ru/photo_f/1331885974
http://img542.imageshack.us/img542/6836/cenicienta25.gif
http://kingdom-hearts2.3dn.ru/_ph/14/2/998539528.png

Видеоурок по теме  http://znaika.ru/catalog/2-klass/musyka/Stanovlenie-muzykalnykh-obrazov-v-1-deystvii-baleta-Zolushka 
 
 
Категория: Седьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 4287 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал