Главная » Файлы » В стране басового ключа » Шестой класс |
Симфоническое творчество Петра Ильича Чайковского
05.12.2018, 23:11 | |
Шестая симфония - последняя симфония Чайковского.
Через девять дней после ее первого исполнения Чайковского не стало.
«Я ее люблю, как никогда не любил других моих музыкальных чад», «Вложил без преувеличения всю свою душу», - говорил о ней сам автор. ...Взлет дирижерской палочки - и словно откуда-то из глубины, затаенно и мрачно выползает медленная, зловещая тема. Она рождается в звучании самых низких, басовых инструментов оркестра - тревожная и страшная. Это вступление к симфонии. Вот снова зазвучал тот же мотив, только теперь по-иному - порывисто, взволнованно; началась первая часть, мы слушаем главную партию.
В большом душевном смятении, в самом разгаре каких-то мучительных переживаний предстает перед нами герой симфонии. Музыка становится все беспокойнее, все напряженнее. Трепетно и встревожено звучат скрипки, словно бьется неровно, лихорадочно пульс смертельно усталого, но еще не сломленного человека. Музыка словно мечется в поисках выхода. Еще минута- и наступит отчаяние...
Но вместо этого злые силы, горе, тревога словно отступают перед мелодией необычайной красоты и прелести. По сравнению с главной, побочная партия кажется особенно задушевной, полной грустного и чистого покоя. Она прекрасна, как мечта о счастье, но это только мечта, недосягаемо далекая. Резко, внезапно изменяется темп, и весь оркестр словно содрогается. Отчаянно, порывисто взметнулся вверх стремительный пассаж, и сразу же его останавливают грозные голоса труб. Они, как могучая лавина, скатываются вниз, преграждая путь взлету оркестра. Начинается средний раздел, разработка. Почти все время звучит тема главной партии. Она проходит у разных инструментов, в разных регистрах - то низко, глухо, в басах, то напряженно, страстно - у звенящих скрипок. Но эта отчаянная схватка длится очень недолго. Медленная, полная какого-то зловещего величия тема возникает в низком звучании медных инструментов - труб, тромбонов и тубы. Даже у нас, не знакомых со страшным, мертвенным напевом этой темы, холодеет сердце от страха. Как же страшно было слушать эту музыку современникам Чайковского, которые узнавали в ней одно из самых мрачных песнопений молитвенного обряда похорон. «Со святыми упокой»- это песнопение слышал пушкинский Герман, вспоминая похороны Пиковой дамы. Здесь, в симфонии, - это первое напоминание о смерти. Но снова медленно и устало поднимается в оркестре тема главной партии. Несмотря ни на что, человек еще раз вступает в борьбу за жизнь. Вот она уже звучит почти так же, как в начале. Как будто бы начинается третий раздел, реприза. Нет. Это еще одна схватка, еще отчаяннее, еще напряженнее звучит музыка... и вдруг замирает, останавливается движение. На фоне застывших, однообразно тянущихся нот надломленно и устало перекликаются струнные и тромбоны с тубой. Сил больше нет. Больше мы не услышим этой смятенно-трепетной темы. В репризе, отступая от классических законов симфонии, скорбно, с большой болью звучит только нежная и грустная тема побочной партии. Мечтательным и легким вальсом начинается вторая часть симфонии. Но, в отличие от обычных вальсов, этот звучит несколько странно, неуверенно, призрачно. Вслушивайтесь в музыку и поймете, откуда возникает это ощущение. Танцуя обычный вальс, вы как бы считаете про себя «раз-два-три». Ударение на «раз» и более слабые доли «два» и «три». Здесь непривычный, особый счет, не на три, а на пять. Отсюда эта неуверенность движения. Это, безусловно, вальс, легкий и изящный, но он звучит словно во сне, как видение. Вторая часть симфонии - это, как и у Бетховена, отдых от острого напряжения первой части. Но там музыка как бы показывает нам героя, для которого отдых - это возможность еще раз продумать все, взвесить свои возможности и прийти к решению, от которого зависит победа. А здесь это отдых очень утомленного неравной борьбой человека, это сон, недолгий и неспокойный. Вот снова трепетная музыка. Новый музыкальный образ словно напоминает о мучительной борьбе... и снова призрачный и легкий вальс-видение. И все же эти светлые, далекие и неверные мечты возвратили ненадолго какую-то силу. Жизнь настолько прекрасна, словно говорит нам композитор, что за нее нужно бороться, пока есть хоть какая-то возможность. ...Таинственно шелестят струнные. Начинается третья часть симфонии. В этом шуршащем звучании можно расслышать пока еще неуверенную и робкую тему будущего марша. Как хочется, чтобы он зазвучал - энергичный, сильный и бодрый марш. И он действительно звучит в полный голос; мы слышим твердую и четкую поступь... Но все яснее проступает в ней какая-то зловещая угловатость, музыка становится все более жесткой... Нет, это не марш победы, это последний, отчаянный бросок смертельно раненного человека. Лавиной скатывается, грохочет музыка... пауза... тишина... Скорбно, как приглушенные рыдания, зазвучали скрипки. Что это? Неужели финал? Да. В этой симфонии финал медленный. Трагедия совершилась, и человек умирает. Музыка словно пытается преодолеть эти горькие, безутешные рыдания. Она словно говорит нам: смотрите, жизнь еще не совсем ушла из неподвижного тела. Так, вероятно, всматривались с надеждой родные и друзья в лежащего на диване, умирающего Пушкина. Еще колеблется поднесенное к губам перышко, вздрагивают ресницы. Поднимается и снова никнет музыка... Вот она становится чуть более светлой, как смутное напоминание о прекрасной мечте... и тихий жуткий удар обрывает ее, как глухой, короткий стон. Смерть. Наступает секундная тишина, и сразу же за этой небольшой паузой в оркестре слышатся рыдания. Столько горя, столько отчаяния в музыке! Как ясно чувствуешь, что умер прекрасный, чистый и благородный человек... Шестая симфония Чайковского окончена. Я много раз слышала эту музыку в концертах и не помню, чтобы когда-нибудь аплодисменты раздались сразу же после окончания симфонии. Всегда наступает тишина, молчание, и только потом зал взрывается аплодисментами. Вот вам еще один музыкальный образ. Перед нами прошла еще одна человеческая жизнь. Конечно, это трагедия, но вера в жизнь, страстная любовь к жизни все время чувствуется в гениальной музыке Чайковского. И когда вы станете старше, друзья мои, то обязательно почувствуете всю глубину, всю силу этой музыки. | |
Просмотров: 329 | Загрузок: 0 | |