Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Шестой класс

Симфоническое творчество Петра Ильича Чайковского
05.12.2018, 23:11

 
 
Шестая симфония - последняя симфония Чайковского.
Через девять дней после ее первого исполнения Чайковского не стало.
«Я ее люблю, как никогда не любил других моих музыкальных чад», «Вложил без преувеличения всю свою душу», - говорил о ней сам автор.
...Взлет дирижерской палочки - и словно откуда-то из глубины, зата­енно и мрачно выползает медленная, зловещая тема. Она рождается в зву­чании самых низких, басо­вых инструментов оркестра - тревожная и страшная. Это вступление к симфонии.
Вот снова зазвучал тот же мотив, только теперь по-иному - порыви­сто, взволно­ванно; началась первая часть, мы слушаем главную партию.
В большом душевном смятении, в самом разгаре каких-то мучитель­ных пережива­ний предстает перед нами герой симфонии. Музыка стано­вится все беспокойнее, все напряженнее. Трепетно и встревожено звучат скрипки, словно бьется неровно, лихо­радочно пульс смертельно усталого, но еще не сломленного человека. Музыка словно мечется в поисках выхо­да. Еще минута- и наступит отчаяние...
Но вместо этого злые силы, горе, тревога словно отступают перед ме­лодией необычайной красоты и прелести. По сравнению с главной, побочная партия кажется особенно задушевной, полной грустного и чистого покоя. Она прекрасна, как мечта о счастье, но это только мечта, недося­гаемо далекая. Резко, внезапно изменяется темп, и весь оркестр словно содрогается. Отчаянно, по­рывисто взметнулся вверх стремительный пассаж, и сразу же его останавливают гроз­ные голоса труб. Они, как могучая лавина, скаты­ваются вниз, преграждая путь взлету оркестра. Начинается средний раз­дел, разработка.
Почти все время звучит тема главной партии. Она проходит у разных инструментов, в разных регистрах - то низко, глухо, в басах, то напря­женно, страстно - у звенящих скрипок.
Но эта отчаянная схватка длится очень недолго. Медленная, полная какого-то зло­вещего величия тема возникает в низком звучании медных инструментов - труб, тромбонов и тубы.
Даже у нас, не знакомых со страшным, мертвенным напевом этой те­мы, холодеет сердце от страха. Как же страшно было слушать эту музыку современникам Чайков­ского, которые узнавали в ней одно из самых мрачных песнопений молитвенного об­ряда похорон. «Со святыми упо­кой»- это песнопение слышал пушкинский Герман, вспоминая похороны Пиковой дамы.
Здесь, в симфонии, - это первое напоминание о смерти.
Но снова медленно и устало поднимается в оркестре тема главной партии. Не­смотря ни на что, человек еще раз вступает в борьбу за жизнь. Вот она уже звучит почти так же, как в начале. Как будто бы начинается третий раздел, реприза. Нет. Это еще одна схватка, еще отчаяннее, еще напряженнее звучит музыка... и вдруг замирает, останавливается движе­ние. На фоне застывших, однообразно тянущихся нот надломленно и ус­тало перекликаются струнные и тромбоны с тубой. Сил больше нет. Больше мы не услышим этой смятенно-трепетной темы. В репризе, от­сту­пая от классических законов симфонии, скорбно, с большой болью звучит только нежная и грустная тема побочной партии.
Мечтательным и легким вальсом начинается вторая часть симфонии. Но, в отличие от обычных вальсов, этот звучит несколько странно, неуве­ренно, призрачно. Вслуши­вайтесь в музыку и поймете, откуда возникает это ощущение. Танцуя обычный вальс, вы как бы считаете про себя «раз-два-три». Ударение на «раз» и более слабые доли «два» и «три». Здесь не­привычный, особый счет, не на три, а на пять. Отсюда эта неуве­ренность движения. Это, безусловно, вальс, легкий и изящный, но он звучит словно во сне, как видение.
Вторая часть симфонии - это, как и у Бетховена, отдых от острого на­пряжения пер­вой части. Но там музыка как бы показывает нам героя, для которого отдых - это воз­можность еще раз продумать все, взвесить свои возможности и прийти к решению, от которого зависит победа.
А здесь это отдых очень утомленного неравной борьбой человека, это сон, недолгий и неспокойный. Вот снова трепетная музыка. Новый музы­кальный образ словно напо­минает о мучительной борьбе... и снова при­зрачный и легкий вальс-видение.
И все же эти светлые, далекие и неверные мечты возвратили ненадол­го какую-то силу. Жизнь настолько прекрасна, словно говорит нам компо­зитор, что за нее нужно бороться, пока есть хоть какая-то возможность.
...Таинственно шелестят струнные. Начинается третья часть симфо­нии. В этом шуршащем звучании можно расслышать пока еще неуверен­ную и робкую тему буду­щего марша. Как хочется, чтобы он зазвучал - энергичный, сильный и бодрый марш. И он действительно звучит в пол­ный голос; мы слышим твердую и четкую поступь... Но все яснее просту­пает в ней какая-то зловещая угловатость, музыка становится все бо­лее жесткой... Нет, это не марш победы, это последний, отчаянный бросок смертельно раненного человека. Лавиной скатывается, грохочет музыка... пауза... тишина...
Скорбно, как приглушенные рыдания, зазвучали скрипки. Что это? Неужели фи­нал? Да. В этой симфонии финал медленный. Трагедия со­вершилась, и человек уми­рает.
Музыка словно пытается преодолеть эти горькие, безутешные рыда­ния. Она словно гово­рит нам: смотрите, жизнь еще не совсем ушла из не­подвижного тела. Так, вероятно, всматри­вались с надеждой родные и дру­зья в лежащего на диване, умирающего Пушкина. Еще ко­леблется подне­сенное к губам перышко, вздрагивают ресницы. Поднимается и снова ник­нет музыка... Вот она становится чуть более светлой, как смутное на­поминание о прекрасной мечте... и тихий жуткий удар обрывает ее, как глухой, короткий стон. Смерть. Наступает се­кундная тишина, и сразу же за этой небольшой паузой в оркестре слышатся рыдания. Столько горя, столько отчаяния в музыке! Как ясно чувствуешь, что умер прекрасный, чис­тый и благородный человек...
Шестая симфония Чайковского окончена.
Я много раз слышала эту музыку в концертах и не помню, чтобы ко­гда-нибудь аплодис­менты раздались сразу же после окончания симфонии. Всегда наступает тишина, молчание, и только потом зал взрывается апло­дисментами.
Вот вам еще один музыкальный образ. Перед нами прошла еще одна человеческая жизнь. Конечно, это трагедия, но вера в жизнь, страстная любовь к жизни все время чувствуется в гениальной музыке Чайковского.
И когда вы станете старше, друзья мои, то обязательно почувствуете всю глубину, всю силу этой музыки.
 
Категория: Шестой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 329 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал