Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс

Алексей Рыбников «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
08.10.2018, 19:53
Алексей Рыбников
«ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ХОАКИНА МУРЬЕТЫ»
рок-опера
 Либретто Павла Грушко
 по мотивам драматической кантаты Пабло  Неруды
"Сияние и смерть Хоакина Мурьеты"
 
Действующие лица:
Звезда
Тереса
Хоакин Мурьета
Смерть
Блаженный - Заика
Шарманщик
Трехпалый
Чилийцы
Рейнджеры
Девочка-чилийка
Девицы
 
Инструментальный ансамбль «Аракс», Струнная группа Государственного симфо­нического оркестра РФ, Медная группа Эстрадно-симфонического оркестра Цен­трального телевидения и Всесоюзного радио, Струнный квартет Большого театра РФ, Московский камерный хор.
Режиссер Марк Захаров. Дирижер и постановщик А.Рыбников.

 

Во многих странах Латинской Америки и поныне живет легенда о Хоакине Мурьете, добром разбойнике, мстителе за слезы и кровь унижен­ных собратьев. Во время золотой лихорадки, которой в середине прошлого столетия «заболела» чуть ли не вся Америка и Европа.
Он приплыл в Калифорнию, где вместо золота он и его молодая жена нашли унижение и смерть: Хоакин Мурьета мстивший за поруган­ную честь жены, был убит, а  его   отрубленная   голова   выставлена   на   позорище   в   ярмарочном   балагане. … Только один день!.. Голова знаменитого разбойника Хоакина !..
Судьба Мурьеты, его любовь, перипетии его трагической жизни и смерти, сохра­ненные народной памятью, сложились в один из ярчайших сюжетов латиноамери­канского фольклора. Сюжет этот дал жизнь многим книгам,   серьезным   исследо­ваниям    и   фильмам   о   Мурьете.
Великий чилийский поэт Пабло Неруда в 1967 году написал драмати­ческую кан­тату "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты", обошедшую мно­гие сцены мира.
Использовав мотивы нерудовской кантаты, в 1976 году мы создали самостоятельный музыкальный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, впервые поставленный  Мос­ковском театре имени Ленинского ком­сомола режиссером Марком   Захаро­вым.
Для   этого   альбома   осуществлена   новая   постановка    спектакля.
Этот спектакль сразу же захватывает атмосферой творчества, кипучей новиз­ной, духом эксперимента, где слились и театр, и танцы, и поэзия. Музыка, сплав­ленная сце­ническим действием, то демоническая, то нежная и гонкая, очень рит­мична, изобре­тательна. И хроника жизни середины прошло о века становится по­литической револю­ционной   темой,   высказанной   языком   современности.
Таков спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты.», который основан на произведении   Пабло   Неруды.
Создатели этого новаторского спектакля спрашивали у меня: удовлетворил бы он чилий­ского поэта! Я уверен, что если бы Пабло Не­руда мог увидеть произведение Павла Грушко и Алексея Рыбникова, он принял бы его за новую, само собой разумею­щуюся метаморфозу старой темы о Мурьете, которую он сам взял из исто­рии; а вернее сказать,   из   народной   мифоло­гии.
Володя    ТЕЙТЕЛЬБОЙМ. Член Политкомиссии ЦК Компартии Чили.
 
 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1
Сан-францисская ярмарка, Балаганщик зазывает по­сетителей, предлагая полюбо­ваться на отрубленную го­лову Хоакина Мурьеты и руку его друга Трёхпалого. И ко­гда изумленные посетители балагана ужасаются уви­денному, блаженный рассказы­вает им историю о чи­лийском парне, который погиб, сражаясь за честь и справедли­вость.
Перед нами возникает образ Хоакина Мурьеты, зву­чит его песня о родном Чили, перенося нас в его юность, на отроги Кордильер, где он рос и мужал в стране гор и вулканов у бескрайних просторов Тихого океана.
В лукавом напеве нищего Шарманщика звучит пе­чальная ирония: все есть в Чили, а счастья нет...
В серые будни чилийского захолустья вторгается «золотая лихорадка»: зазывалы и газетчики зовут бедняков в Калифорнию, где только что открыто золото.
Друзья Мурьеты, Трехпалый и Блаженный, соблазня­ют его мечтами о богатстве. И Хоакин, скорее из же­лания найти в путешествии «свою Звезду», свою любовь и  сча­стье, решается  плыть вместе со  всеми.
Как отзвук его надежд, ему слышится голос Звез­ды — доброй советчицы, которая обещает ему свою защиту и любовь. И тут же, как вечный враг света и любви, звучит мрачное пророчество Смерти, предрека­ющей всем «звездоловам»  погибель.
А в таможне — суматоха: шумная толпа искателей приключений соблазняет отпра­виться в путь самого Таможенника.
Возбужденно и отчаянно звучит хор-прощание.
 2
На корабле Смерть, незримо сопровождающая Хоакина и его друзей, поет о том, чем кончаются мечты о райской жизни на чужбине. И тут же Блаженный предается грустным размышлениям и задает свои воп­росы, на которые нет ответа.
Хоакина  посещает любовь: он   встречает  Тересу   и влюбляется в нее. Во время  венчания Хоакина и  Тересы  на   корабле  Смерть  издевательски   «благословляет»
 их. Но Хоакин  слышит лишь голос влюбленной Тересы, которая отныне стала его Звездой...
Корабль приближается к шумной Калифорнии, куда стекаются разноязыкие толпы золотоискателей. В таверне «Заваруха» новоприбывших латиноамериканцев, в том числе чилийцев, встречают красотки. Им нравится, Хоакин Мурьета, но Блаженный в комических куплетах защищает друга от их «посягательств».
Вторжение в таверну рейнджеров (американских солдат) вносит в атмосферу весе­лья мрачные ноты. Мурьета пытается избежать стычки. Но рейнджеры не унимаются, провоцируя кровавую стычку.
Смерть в облике Главаря рейнджеров подливает масла в огонь. Хоакин, не выдер­жав оскорблений, дает отпор Главарю. Смерть-главарь радуется этому, как началу кровопролития.
3
Рейнджеры решают, что делать с Мурьетой, который пользуется уважением у со­отечественников: они опасаются, что Хоакин может стать вожаком притесняемых бедняков. Смерть-главарь побуждает рейнджеров отомстить Мурьете, расправившись с его любимой женой Тересой.
В своей лачуге, ожидая мужа, беременная Тереса поет нежную колыбельную бу­дущему ребенку. В дом врываются рейнджеры: они глумятся на Тересой и смер­тельно ранят ее. Тереса умирает, скорбя о нерожденном сыне,— это трагиче­ский рек­вием несбывшейся человеческой любви, поруганной нежности!
Над телом Тересы ослепленный горем Хоакин слушает предостережение Блажен­ного: рушатся все надежды, их след взяла Смерть.
 4
Хоакин клянется отомстить за смерть жены, за страдания собратьев. Он вступает в схватку с рейнджерами, и он уже не одинок в своем отпоре насильникам. Смерть глумится над Мурьетой своими наставлениями — как «убивать покрасивее», а потом целует его: этот поцелуй - смерти обрекает Хоакина на гибель. Мурьета, потерявший жену, свою Звезду и надежду - вспоминает в тоскливом напеве родину — Чили. Он идет к могиле Тересы, почти не слыша предупреждения чилийцев: у могилы его ждут спрятавшиеся в засаде враги. Там его и убивают!
А Блаженный задает свои вечные вопросы, на этот раз ему отвечает голос Мурь­еты, человека-Легенды, мятежного повстанца, о ком до сих пор помнят Латинской Америке.


Вопросы.
 
  1. Что такое рок-опера?
  2.  Какое литературное произведение лежит в основе рок-оперы А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакины Мурьеты». Кто является его автором?
  3. Дать характеристику  Хоакине и Тересе.
  4. Охарактеризуйте рейнджеров. Какое средство музыкальной выразительности яв­ляется основой музыкальной характеристики. Почему?
  5. Какую роль играет  в последней сцене рок-оперы речитатив Тересы «Не ро­дись, мой сын, не родись в мире, в котором одна грязь и жестокость»
  6. Как изменился  Хоакин после того, как у него отняли любовь, его звезду?
  7. Раскрой музыкальную драматургию рок-оперы.
  8. Что объединяет рок-оперу А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакины Мурьеты» и оперу С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Категория: Восьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 871 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал