Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс |
06.06.2018, 23:20 | |
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В РОССИИ Наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи - признак духовности... Чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное, тогда и вспомнили об «авторской песне». Булат Окуджава Исполнение поэтического произведения под музыку, мелодекламация и пение поэзии практиковалось издревле. Слепой Гомер, легендарный Баян, кельтские барды, французские и английские менестрели, провансальские трубадуры, немецкие миннезингеры, русские скоморохи пели собственные стихи, положенные на собственную же мелодию. Развитие образования и рост студенчества приводили к созданию европейских студенческих песен и гимнов. Далее в литературе европейских стран возникает жанр литературной песни, понимаемой как стихотворение, изначально предназначенное для пения. Почему люди, поющие собственные песни под гитару, часто сами себя называют, да и другие их так величают, именно бардами, но не менестрелями или трубадурами? Английское слово «бард» (bard) – кельтского происхождения. Барды были древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии. Но барды не всегда были бродячими песенными сказителями. Они превратились в них с течением столетий. Барды того времени - мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и воспевавшие мир и любовь. Роль этих певцов была огромной, как и уважение, которым они пользовались. Сложение бардом песни — тогда, во времена бесписьменной культуры кельтов, было делом непростым и в буквальном смысле священным. Во времена, когда народные память и традиции передавались изустно, сказители почитались особо. Ведь в своей памяти барды хранили родословную своих вождей, нараспев сказывая о них на пирах в честь дней рождений и свадеб. К подобным важным праздникам бард готовился как к священнодействию. Он запирался в своем доме, закрывал окна и лежал неподвижно на спине, закрыв глаза, укрыв голову и положив камень на живот, чтобы, совершенно отрешившись от мира, услышать голос своего вдохновения и сочинить точную, «правильную» и прекрасную песнь. В начале барды, как правило, состояли в свите вождя или на службе у короля, но позже превратились в независимых профессиональных музыкантов и сказителей, они стали странствовать от двора ко двору, смотря, где лучше их принимают. Бард мог быть богатым и нищим, мог быть и воином. Он мог быть убит в бою, но никто не сумел убить его за хулительную песнь, высмеивающую трусость правители или вождя. Современная авторская, или бардовская, песня - огромный пласт российской культуры. А между тем никто еще не сумел дать точное и исчерпывающее определение этому явлению. У авторской-бардовской песни много поклонников потому, что ее слова и мелодия, как правило, задевают за живое. Такая песня обычно исполняется самим автором в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего - гитары. Однако многие эстрадные певцы сами сочиняют песни, сами же их поют под гитару, но таковых не принято называть бардами. Почему? Бардовская песня - странный феномен, ее строго ни к чему как бы и не отнесешь: ни к чистой поэзии, ни к песне, ни к театру. В то же время это и то, и другое, и третье. По определению Булата Окуджавы, авторская, или бардовская песня -это «думающая песня для думающих людей». Личностное начало пронизывает любую авторскую песню, определяя в ней все: содержание, манеру исполнения, характер лирического героя, сценический облик автора. Поэтому современная «поющая поэзия» - искусство глубоко интимное, исповедальное. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, отношения между слушателями и автором не совсем вписываются в «концертные» отношения. Бард не «исполняет» песню, не демонстрирует себя и свое творчество, а ведет со слушателем доверительный разговор по душам, в расчете на ответную реакцию. По словам Б.Окуджавы, авторская песня - это «особая форма духовного общения единомышленников». Авторская песня - это прежде всего поэзия. Юрий Визбор: «Самодеятельная песня отличается от профессиональной тем, что она — песня в свитере или в ковбойке. И ей претят блестки на лацкане пиджака... Самое главное, что есть в песне, — это интонация, свой голос. И его нужно обязательно взращивать в себе, поливать, удобрять и отстаивать...» Александр Дулов: «...Ни Окуджава, ни Галич, ни Высоцкий себя бардами не считали. Они даже придумали термин «авторская песня...» Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно не похожих друг на друга талантов и индивидуальностей. Каждый из наших «больших» бардов создал свой могучий песенный и душевный мир. АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
Есть гениальный предтеча жанра - Александр Вертинский. Его, безусловно, можно назвать бардом и вообще родоначальником авторской песни... Виктор Луферов Булат Окуджава считал Вертинского создателем особого жанра музыкальной новеллы, «песенок Вертинского» родоначальником авторской песни. С Окуджавой трудно спорить, хотя личность Вертинского достаточно уникальна. Он и актер, и автор-исполнитель собственных песен, и эстрадный шансонье, и, конечно, настоящий российский поющий поэт или попросту бард - предтеча авторской песни в СССР. Александр Вертинский старше Булата Окуджавы на 35 лет, Юрия Визбора на 45 лет. Свои последние песни Вертинский написал в первой половине 1950-х годов, когда Окуджава, Визбор и другие барды только начинали. Через два года после смерти Вертинского появились первые записи Визбора, через три - Окуджавы, через четыре года - Высоцкого. Вот такая просматривается преемственность поколений. И влияние Александр Вертинский оказал на творчество некоторых наших бардов огромное.[8] Александр Николаевич Вертинский родился в Киеве 21 марта 1889 года, в семье частного поверенного Николая Петровича Вертинского, который помимо адвокатской практики занимался еще журналистикой. Пятилетний Саша остался сиротой и попал в дом одной из своих тетушек. Случайно Вертинский стал другом дома Софьи Николаевны Зелинской - преподавательницы женской гимназии, умной, образованной женщины. У Софьи Николаевны собирался тогда цвет киевской интеллигенции. В ее доме бывали Николай Бердяев, Михаил Кузмин, Марк Шагал, Натан Альтман. Под влиянием знаменитых знакомых Вертинский пробует заниматься литературой. Его привлекают престижные премьеры, он смотрит заезжих знаменитостей и пишет театральные рецензии на гастролеров. Двадцатилетний Вертинский в поисках хлеба насущного чем только ни занимался: продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии, был даже помощником бухгалтера в гостинице «Европейская», откуда его, правда, вскоре выгнали. Он попытался утвердиться на театральной сцене, но, увы, оказалось, что у него панический страх перед зрителем. «Непонятому гению» во фраке вскоре надоел Киев, и он уехал в Москву «за славой». Только в Москве, считал он, были возможности для раскрытия его талантов, правда, каких? Пока Александр и сам этого не знал. Вскоре выясняется, что в Москве Вертинский никому не нужен, он решает начать учиться. С увлечением занимается в нескольких любительских кружках, , а на хлеб он зарабатывает не чем-нибудь, а уроками сценического мастерства, которые дает купеческим дочкам. Вскоре Вертинский знакомится с футуристами, встречается с Маяковским и Бурлюком. Богемную среду он просто обожает. Пытался поступить в Художественный театр, но провалился. Станиславскому не понравилось, что он сильно картавит. Наконец Александр Вертинский нашел себя в кино. Он сразу полюбил кино и снимался практически всю жизнь. В 1915 г. он пришел в театр миниатюр и предложил там свой оригинальный номер: «Песенка Пьеро». Эта идея многим понравилась, изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее «лунное» освещение. Вертинский исполнил несколько песенок: «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке», «Трех пажей»... Успех был оглушительный! Его тут же пригласили в другие эстрадные театры. Вертинский стал по-настоящему знаменит. Певец всех удивил новизной и оригинальностью своих песен, а также тем, как он их преподносит – не поет, а «играет» песни на сцене. Увы, граммофонные фирмы совершенно не проявляли к Вертинскому интереса, и он не записал ни одной пластинки в России. А в 1920 г. Вертинский покинул родину и оказался в Турции. На чужбине мгновенно началась сильнейшая ностальгия. Иностранный паспорт позволял ему работать во многих странах и свободно ездить по миру. Он побывал в Венгрии, Германии, Франции, США, Китае. Основной аудиторией Вертинского за рубежом была, конечно, русская эмиграция, рассеявшаяся по миру. по этой причине Вертинскому часто приходилось переезжать из одной страны в другую, как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище.
После 23 лет эмиграции, в 1943 г. Вертинский возвратился на родину. Теперь он стал колесить с гастролями уже не по миру, а по родной стране. Он давал по 24 концерта в месяц, и несмотря на плохие площадки и малообразованную публику, был доволен. На родине Вертинский сочинил свои последние песни: «Доченьки», «Пред ликом Родины», «Дорогая пропажа», «Памяти актрисы», «Последний бокал», «Ворчливая песенка»... БУЛАТ ОКУДЖАВА
Каждый пишет, что он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить. Так природа захотела, Почему – не наше дело, Для чего – не нам судить... Булат Окуджава
С кем сравнить Окуджаву? Не с кем. Булат Окуджава — первый среди трех равных, первый среди трех российских бардов, известных во многих странах мира: поэзию Окуджавы, Галича, Высоцкого постоянно издают за рубежом не только на русском, но и много переводят на иные языки. «Мысль, которая неотступно идет за мной по пятам,— признался однажды Булат Окуджава, — которая меня мучает все время: «Дайте человеку жить, как ему хочется, ну что вы, ей-богу...» И темы практически всех его негромких песен - доброта, честность, любовь, милосердие. Что очень важно в песнях Окуджавы - он никогда не лжет.[2] Можно попытаться объяснить, почему в 1960-х годах такой бесспорный успех и всеобщее признание пришли именно к Окуджаве. Булат сам провозгласил себя, осознанно или не очень, «дежурным» по «оттепели» 1960-х: «я дежурный... по апрелю». По сути дела, он стал ее песенным лицом, ее музыкально-поэтическим зеркалом. И еще, пользуясь выражением самого же Булата, он «прогремел» потому, что помимо огромного таланта, в своих стихах и песнях обращался к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. А также потому, что темой его поэзии стала обыденная, повседневная жизнь, как, например, в песне «Полночный троллейбус» (1957), где город становится рекой, троллейбус - «плывет», а пассажиры в нем - «матросы». [8] Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный.
Полночный троллейбус, по улицам мчи, верши по бульварам круженье, чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье. Полночный троллейбус, мне дверь отвори! Я знаю, как в зябкую полночь твои пассажиры - матросы твои – приходят на помощь. ... Полночный троллейбус плывет по Москве, Москва, как река, затухает, и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает. Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников (отец его - грузин, мать - армянка), жил Окуджава в доме № 43 по улице Арбат (Старый). Этот двор и сам Арбат стали впоследствии одними из главных персонажей его поэзии. Он большую часть жизни прожил в Москве, в последние годы подолгу жил на даче в Переделкино, где сейчас Дом-музей Окуджавы. Стихи Булат начал писать еще в детстве. «Это было задолго до войны, - вспоминает он. - Летом. Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение мне казалось замечательным. Я каждый раз читал вновь написанное дяде и тете. В поэзии они были не слишком сведущи, чтобы не сказать больше. Дядя работал бухгалтером, тетя была просвещенная домохозяйка. Но они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: «Гениально!» [9] В 1934 году Булат переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там его отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937-м родители были арестованы; отец был расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. В 1942 году, после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси, Булат добровольцем ушел на войну. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, все в нем взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь - это самое-самое главное! Он доказывал это все время: песнями, стихами, прозой - всей силой своего исключительного таланта. «Война - вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну... Первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни... Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».[9] Говорить о войне, как большинство фронтовиков, он избегал, и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни - в 1950-е и 1970-е годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Также избегал он петь на концертах «Здесь птицы не поют», даже по просьбе однополчан, говоря, что ее «трудно подобрать», а читал что-то совсем другое, например: «Гордых гимнов, видит Бог, я не пел в окопной каше...» Первую свою песню «Нам в холодных теплушках не спалось» Окуджава написал в 1943 году на фронте, но кроме этой первой строчки от нее ничего не осталось. Вторая песня - «Студенческая песня» («Неистов и упрям») была сочинена уже в 1946 году, в актовом зале Тбилисского университета, где Булат одним пальцем стал подбирать мелодию на рояле к недавно написанному стихотворению. Неистов и упрям, Гори, огонь, гори. На смену декабрям Приходят январи. Нам все дано сполна — И радости и смех. Одна на всех луна, Весна одна на всех. Прожить лета б дотла, А там пускай ведут За все твои дела На самый страшный суд...
Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988); Клубу болгарско-российской дружбы в городе Ямбол в Болгарии (1989). Более 10 лет в день рождения Окуджавы 9 мая, во дворе (вернее, в том месте, где был когда-то двор Окуджавы, где он вместе с жильцами когда-то сажал деревья) собираются почитатели барда и поэта, поют его песни, читают стихи, воздавая тем ему должное уважение. Словно про себя, про собственное творчество, написал Окуджава строчки песни из кинофильма «Белое солнце пустыни» (музыка Исаака Шварца) - «Не везет мне в смерти, повезет в любви...». Для того, бесспорно непреходящего творческого наследия, что оставил нам Окуджава, одинаково верно и то и другое. Ваше благородие, господа удача, для кого ты добрая, а кому - иначе. Девять граммов в сердце, постой, не зови... Не везет мне в смерти — повезет в любви...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
| |
Просмотров: 593 | Загрузок: 0 | |