Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс

Авторская песня в России
06.06.2018, 23:20

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В РОССИИ

Наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи - признак духовности... Чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное, тогда и вспомнили об «авторской песне».

Булат Окуджава

Исполнение поэтического произведения под музыку, мелодекламация и пение поэзии практиковалось издревле. Слепой Гомер, легендарный Баян, кельтские барды, французские и английские менестрели, провансальские трубадуры, немецкие миннезингеры, русские скоморохи пели собственные стихи, положенные на собственную же мелодию. Развитие образования и рост студенчества приводили к созданию европейских студенческих песен и гимнов. Далее в литературе европейских стран возникает жанр литературной песни, понимаемой как стихотворение, изначально предназначенное для пения.

Почему люди, поющие собственные песни под гитару, часто сами себя называют, да и другие их так величают, именно бардами, но не менестрелями или трубадурами?

Английское слово «бард» (bard) – кельтского происхождения. Барды были древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.

Но барды не всегда были бродячими песенными сказителями. Они превратились в них с течением столетий. Барды того времени - мудрые поэты-певцы, глаша­таи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и воспевавшие мир и любовь. Роль этих певцов была огромной, как и уважение, которым они пользовались.

Сложение бардом песни — тогда, во времена бесписьменной культуры кельтов, было делом непростым и в буквальном смыс­ле священным. Во времена, когда народные память и традиции передавались изустно, сказители почитались особо. Ведь в своей памяти барды хранили родословную своих вождей, нараспев сказывая о них на пирах в честь дней рождений и свадеб. К по­добным важным праздникам бард готовился как к священнодей­ствию. Он запирался в своем доме, закрывал окна и лежал не­подвижно на спине, закрыв глаза, укрыв голову и положив ка­мень на живот, чтобы, совершенно отрешившись от мира, услы­шать голос своего вдохновения и сочинить точную, «правиль­ную» и прекрасную песнь.

В начале барды, как правило, состояли в свите вождя или на службе у короля, но позже превратились в независимых профес­сиональных музыкантов и сказителей, они стали странствовать от двора ко двору, смотря, где лучше их принимают.

Бард мог быть богатым и нищим, мог быть и воином. Он мог быть убит в бою, но никто не сумел убить его за хулитель­ную песнь, высмеивающую трусость правители или вождя.

Современная авторская, или бардовская, песня - огромный пласт российской культуры. А между тем никто еще не сумел дать точное и исчерпывающее определение этому явлению.

У авторской-бардовской песни много поклонников потому, что ее слова и мелодия, как правило, задевают за живое. Такая песня обычно исполняется самим автором в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего - гитары.

Однако многие эстрадные певцы сами сочиняют песни, сами же их поют под гитару, но таковых не принято называть бардами. Почему? Бардовская песня - странный феномен, ее строго ни к чему как бы и не отнесешь: ни к чистой поэзии, ни к песне, ни к театру. В то же время это и то, и другое, и третье.

По определению Булата Окуджавы, авторская, или бардовская песня -это «думающая песня для думающих людей».

Личностное начало пронизывает любую авторскую песню, определяя в ней все: содержание, манеру исполнения, характер лирического героя, сценический облик автора. Поэтому современная «поющая поэзия» - искусство глубоко интимное, исповедальное. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, отношения между слушателями и автором не совсем вписываются в «концертные» отношения. Бард не «исполняет» песню, не демонстрирует себя и свое творчество, а ведет со слушателем доверительный разговор по душам, в расчете на ответную реакцию.

По словам Б.Окуджавы, авторская песня - это «особая форма духовного общения единомышленников».

Авторская песня - это прежде всего поэзия. Юрий Визбор: «Самодеятельная песня отличается от профес­сиональной тем, что она — песня в свитере или в ковбойке. И ей претят блестки на лацкане пиджака... Самое главное, что есть в песне, — это интонация, свой голос. И его нужно обязательно взращивать в себе, поливать, удобрять и отстаивать...»

Александр Дулов: «...Ни Окуджава, ни Галич, ни Высоцкий себя бардами не считали. Они даже придумали термин «авторская песня...»

Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно не похожих друг на друга талантов и индивидуальностей. Каждый из наших «больших» бардов создал свой могучий песенный и душевный мир.

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

Есть гениальный предтеча жанра - Александр Вертинский. Его, безусловно, можно назвать бардом и вообще родоначальником авторской песни...

Виктор Луферов

Булат Окуджава считал Вертинского создателем особого жанра музыкальной новеллы, «песенок Вертинского» родоначальником авторской песни. С Окуджавой трудно спорить, хотя личность Вертинского достаточно уникальна. Он и актер, и автор-исполнитель собственных песен, и эстрадный шансонье, и, конечно, настоящий российский поющий поэт или попросту бард - предтеча авторской песни в СССР.

Александр Вертинский старше Булата Окуджавы на 35 лет, Юрия Визбора на 45 лет. Свои последние песни Вертинский написал в первой половине 1950-х годов, когда Окуджава, Визбор и другие барды только начинали. Через два года после смерти Вертинского появились первые записи Визбора, через три - Окуджавы, через четыре года - Высоцкого. Вот такая просматривается преемственность поколений. И влияние Александр Вертинский оказал на творчество некоторых наших бардов огромное.[8]

Александр Николаевич Вертинский родился в Киеве 21 марта 1889 года, в семье частного поверенного Николая Петровича Вертинского, который помимо адвокатской практики занимался еще журналистикой. Пятилетний Саша остался сиротой и попал в дом одной из своих тетушек.

Случайно Вертинский стал другом дома Софьи Николаевны Зелинской - преподавательницы женской гимназии, умной, образованной женщины. У Софьи Николаевны собирался тогда цвет киевской интеллигенции. В ее доме бывали Николай Бердяев, Михаил Кузмин, Марк Шагал, Натан Альтман.

Под влиянием знаменитых знакомых Вертинский пробует заниматься литературой. Его привлекают престижные премьеры, он смотрит заезжих знаменитостей и пишет театральные рецензии на гастролеров. Двадцатилетний Вертинский в поисках хлеба насущного чем только ни занимался: продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии, был даже помощником бухгалтера в гостинице «Европейская», откуда его, правда, вскоре выгнали.

Он попытался утвердиться на театральной сцене, но, увы, оказалось, что у него панический страх перед зрителем. «Непонятому гению» во фраке вскоре надоел Киев, и он уехал в Москву «за славой». Только в Москве, считал он, были возможности для раскрытия его талантов, правда, каких? Пока Александр и сам этого не знал.

Вскоре выясняется, что в Москве Вертинский никому не нужен, он решает начать учиться. С увлечением занимается в нескольких любительских кружках, , а на хлеб он зарабатывает не чем-нибудь, а уроками сценического мастерства, которые дает купеческим дочкам. Вскоре Вертинский знакомится с футуристами, встречается с Маяковским и Бурлюком. Богемную среду он просто обожает.

Пытался поступить в Художественный театр, но провалился. Станиславскому не понравилось, что он сильно картавит. Наконец Александр Вертинский нашел себя в кино. Он сразу полюбил кино и снимался практически всю жизнь.

В 1915 г. он пришел в театр миниатюр и предложил там свой оригинальный номер: «Песенка Пьеро». Эта идея многим понравилась, изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее «лунное» освещение.

Вертинский исполнил несколько песенок: «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке», «Трех пажей»... Успех был оглушительный! Его тут же пригласили в другие эстрадные театры. Вертинский стал по-настоящему знаменит.

Певец всех удивил новизной и оригинальностью своих песен, а также тем, как он их преподносит – не поет, а «играет» песни на сцене. Увы, граммофонные фирмы совершенно не проявляли к Вертинскому интереса, и он не записал ни одной пластинки в России.

А в 1920 г. Вертинский покинул родину и оказался в Турции. На чужбине мгновенно началась сильнейшая ностальгия. Иностранный паспорт позволял ему работать во многих странах и свободно ездить по миру. Он побывал в Венгрии, Германии, Франции, США, Китае. Основной аудиторией Вертинского за рубежом была, конечно, русская эмиграция, рассеявшаяся по миру. по этой причине Вертинскому часто приходилось переезжать из одной страны в другую, как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище.

  • Вертинского удивительным образом объединяли раз­ношерстную русскую эмиграцию. «Мои песни объединяли всех, - вспоминает Вертинский. - Моя органическая любовь к родной стране, облеченная в ясную и понятную всем форму, пронизывала их. Насквозь. И ранила сладко и больно... На моих концертах одни плакали, другие хмурились, кривя рты. Третьи иронически усмехались. Но шли все. Потому что каждый из них представлял себе Родину такой, как он хотел... а я ведь пел о Родине!»[1]

После 23 лет эмиграции, в 1943 г. Вертинский возвратился на родину. Теперь он стал колесить с гастролями уже не по миру, а по родной стране. Он давал по 24 концерта в месяц, и несмотря на плохие площадки и малообразованную публику, был доволен.

На родине Вертинский сочинил свои последние песни: «Доченьки», «Пред ликом Родины», «Дорогая пропажа», «Памяти актрисы», «Последний бокал», «Ворчливая песенка»...

БУЛАТ ОКУДЖАВА

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Так природа захотела,

Почему – не наше дело,

Для чего – не нам судить...

Булат Окуджава

 

С кем сравнить Окуджаву? Не с кем.

Булат Окуджава — первый среди трех равных, первый среди трех российских бардов, известных во многих странах мира: поэзию Окуджавы, Галича, Высоцкого постоянно издают за рубежом не только на русском, но и много переводят на иные языки.

«Мысль, которая неотступно идет за мной по пятам,— признался однажды Булат Окуджава, — которая меня мучает все время: «Дайте человеку жить, как ему хочется, ну что вы, ей-богу...» И темы практически всех его негромких песен - доброта, честность, любовь, милосердие. Что очень важно в песнях Окуджавы - он никогда не лжет.[2]

Можно попытаться объяснить, почему в 1960-х годах такой бесспорный успех и всеобщее признание пришли именно к Окуджаве.

Булат сам провозгласил себя, осознанно или не очень, «дежурным» по «оттепели» 1960-х: «я дежурный... по апрелю». По сути дела, он стал ее песенным лицом, ее музыкально-поэтическим зеркалом. И еще, пользуясь выражением самого же Булата, он «прогремел» потому, что помимо огромного таланта, в своих стихах и песнях обращался к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. А также потому, что темой его поэзии стала обыденная, повседневная жизнь, как, например, в песне «Полночный троллейбус» (1957), где город становится рекой, троллейбус - «плывет», а пассажиры в нем - «матросы». [8]

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

случайный.

 

Полночный троллейбус, по улицам мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

крушенье,

крушенье.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры - матросы твои –

приходят на помощь.

...

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

стихает,

стихает.

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников (отец его - грузин, мать - армянка), жил Окуджава в доме № 43 по улице Арбат (Старый).

Этот двор и сам Арбат стали впоследствии одними из главных персонажей его поэзии. Он большую часть жизни прожил в Москве, в после­дние годы подолгу жил на даче в Переделкино, где сейчас Дом-музей Окуджавы.

Стихи Булат начал писать еще в детстве. «Это было задолго до войны, - вспоминает он. - Летом. Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение мне казалось замечательным. Я каждый раз читал вновь написанное дяде и тете. В поэзии они были не слишком сведущи, чтобы не сказать больше. Дядя работал бухгалтером, тетя была просвещенная домохозяйка. Но они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: «Гениально!» [9]

В 1934 году Булат переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там его отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937-м родители были арестованы; отец был расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь.

В 1942 году, после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси, Булат добровольцем ушел на войну. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, все в нем взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь - это самое-самое главное! Он доказывал это все время: песнями, стихами, прозой - всей силой своего исключительного таланта.

«Война - вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну... Первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни... Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».[9]

Говорить о войне, как большинство фронтовиков, он избегал, и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни - в 1950-е и 1970-е годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Также избегал он петь на концертах «Здесь птицы не поют», даже по просьбе однополчан, говоря, что ее «трудно подобрать», а читал что-то совсем другое, например: «Гордых гимнов, видит Бог, я не пел в окопной каше...»

Первую свою песню «Нам в холодных теплушках не спалось» Окуджава написал в 1943 году на фронте, но кроме этой первой строчки от нее ничего не осталось. Вторая песня - «Студенческая песня» («Неистов и упрям») была сочинена уже в 1946 году, в актовом зале Тбилисского университета, где Булат одним пальцем стал подбирать мелодию на рояле к недавно написанному стихотворению.

Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори.

На смену декабрям

Приходят январи.

Нам все дано сполна —

И радости и смех.

Одна на всех луна,

Весна одна на всех.

Прожить лета б дотла,

А там пускай ведут

За все твои дела

На самый страшный суд...

 

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988); Клубу болгарско-российской дружбы в городе Ямбол в Болгарии (1989).

Более 10 лет в день рождения Окуджавы 9 мая, во дворе (вернее, в том месте, где был когда-то двор Окуджавы, где он вместе с жильцами когда-то сажал деревья) собираются почитатели барда и поэта, поют его песни, читают стихи, воздавая тем ему должное уважение.

Словно про себя, про собственное творчество, написал Окуджава строчки песни из кинофильма «Белое солнце пустыни» (музыка Исаака Шварца) - «Не везет мне в смерти, повезет в любви...». Для того, бесспорно непреходящего творческого наследия, что оставил нам Окуджава, одинаково верно и то и другое.

Ваше благородие, господа удача,

для кого ты добрая, а кому - иначе.

Девять граммов в сердце, постой, не зови...

Не везет мне в смерти — повезет в любви...

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авторская песня. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002. – 506 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
  2. Аннинский Л.А. Барды. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 417 с.
  3. Визбор Ю.И. Сочинения. В 2-х т. Т. 1: Стихотворения и песни / Сост. Р.Шипов. – М.: Локид, 1999. – 559 с. - («Голоса. Век XX»).
  4. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сборник / Сост. А.Е.Крылов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 286 с.
  5. Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. Предисловие А.Шаталова. – Л.: Музыка, 1990. – 320 с.
  6. Галич А.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1: Стихотворения и поэмы / Сост. А.Петраков. – М.: Локид, 1999. – 527 с. – («Голоса. Век XX»).
  7. Городницкий А. Когда судьба поставлена на карту: Стихи. Песни. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
  8. Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. – М.: Вече, 2001. – 416 с. – (Самые знаменитые)
  9. Окуджава Б.М.: Избранные произведения. В 2-х т. Т.1 / Вступ. ст. Г.А.Белый. – М.: Современник, 1989. – 528 с.
  10. Русские поэты XX века: Учебное пособие / Сост. Л.П.Кременцов, В.В.Лосев. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.
  11. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней / Вед. ред. Д.М.Володихин. – М.: Аванта+, 2002. – 432 с.:ил.
  12. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Гл. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил
Категория: Восьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 593 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал