Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс |
06.06.2018, 23:44 | |
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ
Все мы вышли из Галича, как из гоголевской «Шинели». Владимир Высоцкий Он был богатым человеком, входил в так называемую московскую «элиту». У него было все и вдруг не осталось практически ничего, кроме недолгой жизни, таланта и совести. Но Галич доказал, что пафос его известной в свое время песенки «Старательский вальсок» (посвященной, по словам его дочери Алены Галич, А.Д. Сахарову) оказался далеко не ложным [2]: И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надежности спрятав глаза, Сколько раз мы молчали по-разному, Но не против, конечно, а за! Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду... А молчальники вышли в начальники. Потому что молчание — золото.
Промолчи - попадешь в первачи! Промолчи, промолчи, промолчи! И теперь, когда стали мы первыми, Нас заела речей маята. Но под всеми словесными перлами Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья, От обиды, от боли, от голода! Мы-то знаем - доходней молчание, Потому что молчание - золото!
Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть - в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи! (1963) В отличие от Окуджавы и Высоцкого у песен Галича никогда не было ни малейшего «официального» выхода к слушателям, хотя, как ни парадоксально, его судьба первоначально складывалась вполне комфортабельно...» Под каким углом зрения рассматривать Александра Галича, его творчество и жизнь? Что, если подвести такое резюме: этот «советский барин», купавшийся в деньгах, заработанных на талантливых, но просоветских пьесах и киносценариях, общавшийся с лучшими советскими режиссерами, актерами, писателями, просто заелся, от нечего делать и скуки ради стал сочинять бардовские песенки. Но зачем ему надо было сочинять «опасные» песенки? Кто его заставлял? Что заставляло? Чего ему, как и Андрею Сахарову, в жизни не хватало? У того, как и у другого, в жизни все было: деньги, почет, определенная власть - у каждого в своей сфере деятельности. Возможно, и верно сказала Елена Боннэр о Галиче: «В какой-то момент талант становится сильнее инстинкта самосохранения». Александр Галич - кто он: пьяница, ловелас, диссидент, киносценарист, театральный драматург, бард? Кем Галич остался в культуре России? Прежде всего? он остался именно бардом, и каким! Да, сегодня помнят некоторые кинофильмы, снятые по его сценариям: чаще всего показывают по телевидению «Верные друзья» и «Дайте жалобную книгу», но забыты фильмы «На семи ветрах», «Государственный преступник» и другие [8]. Александр Аркадьевич Гинзбург (Галич) родился 19 октября 1918 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье служащих. Отец его был экономистом. Его дядя – Лев Гинзбург – известный ученый-пушкинист. Во многом благодаря общению с дядей, Саша Галич с детства увлекся театром. Мать работала в консерватории и как артестическая натура увлекалась театром. Благодаря матери Александр с пяти лет начал учиться играть на рояле и писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В 1923 г. Гинзбурги перебрались в Москву. В средней школе учился на «отлично» и был всеобщим любимцем. Он прекрасно играл на рояле, неплохо танцевал, а еще пел революционные песни и декламировал стихи. В 14 лет у Александра случилась первая его поэтическая публикация. Окончив девятый класс десятилетки, Александр к удивлению многих поступает в Литературный институт, одновременно занимался в Оперно-драматической студии К.С.Станиславского. Во время войны с Передвижным театром (Молодежная студия) ездил по фронтам. Александр Гинзбург в нем работал и актером, и драматургом, и поэтом, и композитором. Уже тогда он пел первые свои песни. В 1942 году вышел крошечный сборник песен Галича. В репертуаре театра был спектакль «Парень из нашего города», различные военные скетчи, концерты. Вскоре Александр взял себе литературный псевдоним — Галич. Псевдоним этот образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии — Гинзбург АЛександр АркадьевИЧ [2]. В 1947 году в Ленинграде состоялась премьера спектакля по пьесе Галича «Походный марш», и Галич прославился как молодой талантливый драматург. А песня из этого спектакля, написанная Галичем — «До свиданья, мама, не горюй», стала чуть ли не шлягером. Несколько позже состоялась еще одна громкая премьера пьесы Галича, написанной в содружестве с драматургом К.Исаевым, — это комедия «Вас вызывает Таймыр». Так, к началу 1950-х годов Галич становится преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с успехом шли во многих театрах страны: «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо» и других. В 1954 голу был снят фильм «Верные друзья» по сценарию Галича и его постоянного соавтора К. Исаева. В 1955 году Галич вступил в Союз писателей СССР, через три года — в Союз кинематографистов. В первой половине 1960-х Галич-сценарист у кинорежиссеров нарасхват. Выходят фильмы, снятые по его сценариям: «На семи ветрах», кинокомедия «Дайте жалобную книгу», кинодетектив «Государственный преступник» и др. В это же время рождается новый Галич-бард-сатирик. Одна за другой появляются его песни, которые благодаря магнитофонным записям сразу становятся популярными. Первой песней сатирического цикла была написанная ночью в поезде Москва—Ленинград «Леночка» (1962) — песня о девушке-милиционере, в которую влюбляется заморский шах. Следом появляется: «Старательский вальсок», «У лошади была грудная жаба», «Тонечка», «Красный треугольник», «Аве Мария», «Караганда», «Ночной дозор», «Памяти Пастернака», «Баллада о Корчаке», «На сопках Маньчжурии», «Летят утки» и другие. Тематика песен Галича, их пафос, язык, стилистика — все напрашивалось на страшный в те годы ярлык «антисоветские». Творчество Галича становится удивительно противоречивым: его драматургия — пьесы о коммунистах-героях и киносценарии о чекистах; и одновременно гневная печаль пронзительных и саркастических песен. Слава Галича-барда растет, словно снежный ком, спущенный с горы. В марте 1968 года Александр Галич принимает участие в Фестивале песенной поэзии в новосибирском Академгородке – «Бард-68». Оказавшись в эмиграции, Галич много работал, написал несколько прекрасных песен, в том числе «Когда я вернусь», пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел и играть. Галич скоро смирился с изгнанием и практически не верил в возможность вернуться когда-нибудь в СССР, на родину. Когда я вернусь... Ты не смейся, когда я вернусь, Когда пробегу, не касаясь земли по февральскому снегу, По еле заметному следу — к теплу и ночлегу — И вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь — Когда я вернусь. О, когда я вернусь!.. Послушай, послушай, не смейся, Когда я вернусь И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней, И прямо с вокзала — в кромешный, ничтожный, раешный — Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь, Когда я вернусь. О, когда я вернусь!.. «Когда я вернусь», 1972 год Александр Галич прожил всего три с половиной года за границей. 15декабря 1977 года он трагически скончался в своей парижской квартире. 22 декабря 1977 года в переполненной русской церкви на рю Дарью состоялось отпевание Александра Галича. На следующий день после кончины Галича в двух московских театрах — на Таганке и в «Современнике» - были устроены в антрактах короткие митинги памяти Галича. В театре Сатиры 16 декабря после окончания спектакля прошел вечер памяти барда, стихи Галича читал Александр Ширвиндт. Местом вечного покоя Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. Официальное «возвращение» творчества Галича в СССР началось во второй половине 1980-х годов. В 1988 году был снят документальный фильм о Галиче - «Александр Галич. Изгнание». В октябре 1998 года на доме по улице Черняховского, где жил и откуда уехал в изгнание Галич, была открыта мемориальная доска. Дискография Галича огромна, на компакт-дисках представлены практически все его песни. Издано огромное количество сборников стихов и песен Галича, изданы его киносценарии, киноповести, пьесы, статьи, эссэ [8]. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
Какое время на дворе — таков мессия. Андрей Вознесенский о Высоцком Владимир Высоцкий При жизни его официально никогда не печатали — огромный самиздат не в счет. Полузапретная личность. Почти всю жизнь без нормального дома, собственную квартиру Высоцкий купил за 5 лет до смерти. А сегодня у него наибольшая среди всех бардов фонотека записей. О нем издано огромное количество воспоминаний и книг, двухтомник собрания сочинений Высоцкого в России переиздавался уже 16 раз. Такова судьба... Ю.Карякин о Высоцком пишет: «Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять — отдать, одарить... Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры»[8]. Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве, 25 января 1938 года. Родители вместе прожили примерно пять лет. Потом разошлись. В 1956 году Высоцкий подает документы и поступает в Школу-студию МХАТ. Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году в фильме режиссера В.Ордынского «Сверстницы». Он сыграл крошечную роль студента театрального института. Появившись в кадре на несколько секунд, произнес одну фразу: «Сундук и корыто». Летом 1960 года Высоцкий окончил Школу-студию, нужно было искать место работы. Он выбрал театр имени А.Пушкина. Больших ролей там у него не было. Вдруг стали подворачиваться крошечные роли в фильмах. В конце 1961 года Высоцкий из Пушкинского театра переходит в Театр миниатюр. Но и здесь больших ролей ему не дают. Весной следующего года он уходит из театра. Работа в театрах явно не складывается, он сочиняет свои первые, в основном блатные песни, такие как «Шалава», «Татуировка», «У тебя глаза как нож», «Красное, зеленое...». В августе 1964 года Высоцкий съездил в Латвию на съемки фильма «На завтрашней улице». Вернувшись в Москву, он решил показаться в театре драмы и комедии на Таганке, в который пришел новый руководитель Юрий Любимов. В этот период он сочиняет свои военные песни: «Штрафные батальоны», «Братские могилы», «Высота», «Падали звезды». B.C.Высоцкий вспоминает: «Почему мое юношеское увлечение стихами продолжилось и дальше? Думаю, из-за того, что мне страшно повезло, что я сразу попал в театр к Любимову. Потому что он моментально стал использовать песни мои, чтобы они звучали в спектаклях. Очень это поддерживал на вечерах, всегда приглашал меня к себе, где были какие-то... друзья его близкие— писатели, поэты, художники и так далее. И всегда хотел, чтобы я пел, пел, пел. Думаю, из-за этого я продолжал: мне было неудобно, что, вот, я все время пою одно и то же — а я стеснялся петь блатные песни в таких компаниях. И таких песен у меня к тому времени было больше, чем неблатных. И я из-за этого продолжал писать». [4] В 1965 году Высоцкий играет уже в четырех спектаклях Театра на Таганке: «Герой нашего времени», «Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир» и «Павшие и живые». В этом году он снялся в двух фильмах: «Наш дом» и «Стряпуха». В 1966 году Высоцкий снялся в фильме «Вертикаль», а также в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». В театре был поставлен «Галилей». В фильме С.Говорухина и Б.Дурова «Вертикаль» Высоцкий сыграл радиста-альпиниста. В одном из писем жене он писал: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята... Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно написать много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается, набираю пары...».[4] Вскоре он сочиняет целую серию песен: «Вершина», «Скалолазка», «Мерцал закат», «В суету городов», «Песня о друге»: Если парень в горах — не ах, Если сразу раскис — и вниз, Шаг ступил на ледник — и сник, Оступился — и в крик, — Значит рядом с тобой — чужой ... Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал ... Значит, как на себя самого, Положись на него. С выходом «Вертикали» на экраны страны в 1967 году к Высоцкому приходит всесоюзная слава. В этом же году его отчасти признала и фирма грамзаписи «Мелодия», была выпущена первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из этого фильма. В это время Любимов приступает к постановке «Гамлета» и заглавную роль дает Высоцкому. В ноябре состоялась премьера спектакля, шекспировский герой стал звездной ролью Высоцкого. В 1972 году Высоцкий колесит по стране с концертами, на всех концертах залы «битком». Он пишет серию песен: «Кони привередливые», «Мишка Шифман», «Гимн шахматной короне», «В заповеднике», «Канатоходец», «Мы вращаем Землю». Высоцкий-певец стал известен в Америке, там вышли сразу два диска-гиганта с его песнями. Однако в СССР Высоцкий как певец официально практически не признавался. В начале 1974 года в КГБ обсуждался вопрос о его аресте. Гонения на Высоцкого совершенно не мешали росту его популярности в народе. Более того, чем больше создавалось запретов вокруг его имени, тем сильнее его любили. В 1976 году Владимир Семенович дает около 50 концертов и пишет новые песни: «Был побег на рывок», «Надежда», «Мы говорим не «штормы», а «шторма», «Дорогая передача» и многие другие. Пишет для кинофильма «Вооружен и очень опасен» тексты к песням, которые спела Людмила Сенчина. За тот год он дал более пятидесяти концертов в различных уголках Советского Союза. 18 июля 1980 г. Высоцкий в последний раз вышел на сцену в роли Гамлета. Вечером 24 июля ему стало совсем плохо, он хватался за грудь и сказал своей матери: «Мама, я сегодня умру...» [8] Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда. 28 июля состоялись похороны Высоцкого. Несмотря на то, что в это время Москва была в связи с Олимпиадой закрытым городом, стечение народа было огромным. Высоцкого похоронили на Ваганьковском кладбище. На могиле Высоцкого 12 октября 1985 года был поставлен памятник, созданный скульптором А.Рукавишниковым и архитектором И.Воскресенским. Всего Высоцкий написал около 600 стихотворений, более половины из которых стали песнями. В театре он сыграл более 20 ролей, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радиоспектаклях, 5 из которых были записаны на пластинки. Дискография Высоцкого учету практически не поддается, она огромна. Диски и компакт-кассеты с песнями и записями его «живых» концертов выходили и продолжают выпускаться во многих странах мира [2]. ЮРИЙ ВИЗБОР
И сама по себе не играет гитара, А дана человеку, как голос души. Юрий Визбор Кто был первым менестрелем, бардом, поющим поэтом нашего времени? Полагают: Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий... Но если быть справедливым, то у истоков стоит Визбор, - так писал критик Лев Аннинский.- Было время, недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого... [8] Юрий Визбор, естественно, один из основоположников жанра авторской песни, он у поколения «шестидесятников» имел непререкаемый авторитет, впрочем, как и у молодежи 1970-х и 1980-х. Популярность его была, да и осталась по сию пору огромной. Юрий Иосифович Визбор родился в 1934 г. в г. Москве. Жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях «Сретенский двор» и «Волейбол на Сретенке» (это одно из последних произведений Визбора - уникальный образец полноты и точности в воссоздании характеров и судьбы целого поколения). Визбор учился в МГПИ, где он стал лидером своеобразной школы студенческой и туристической песни. В МГПИ сложилась та атмосфера, которая оставила неповторимый отпечаток на самом облике авторской песни. «Он создал современную студенческую песню. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его голоса, с его легкой руки... почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система...». [2] В 1950-е годы Визбор написал около пятидесяти песен, в том числе знаменитые «Охотный ряд», «Карельский вальс» (вместе со Светланой Богдасаровой), «Синие горы», «Зимний вечер синий...», «Шхельду», «Если я заболею...» В 1963 году при участии Визбора был основан знаменитый «Кругозор»— журнал с гибкими грампластинками, или, как тогда говорили, журнал «с дыркой», а Визбор— один из основателей журнала— стал специальным корреспондентом «Кругозора». В первом номере «Кругозора» в 1964 году появилась песня-репортаж «На плато Расвумчорр». Всего в 1960-е годы он написал около сотни песен, среди которых знаменитейшие «Домбайский вальс», «Вставайте, граф», «Спокойно, дружище, спокойно», «Ты у меня одна», «Рассказ технолога Петухова», «Три минуты тишины», «Серега Санин». В «Кругозоре» Юрий Визбор работал до 1970 года. Практически все время он продолжал писать рассказы и сценарии документальных фильмов, а также снимался в различных картинах. В 1970 году Визбор перешел на Центральное телевидение редактором сценарного отдела творческого объединения «Экран», где писал сценарии для документальных фильмов и даже немного работал режиссером. Как киноактер Юрий снялся в восемнадцати фильмах, некоторые достаточно широко известны: «Июльский дождь» «Начало», «Ты и я», «Возмездие», «Красная палатка», «Белорусский вокзал», «Рудольфио» и другие. Но наибольшую известность Визбору-киноактеру принес фильм «Семнадцать мгновений весны». Юрий Визбор серьезно увлекался альпинизмом, горными лыжами и очень любил путешествовать. Большая часть его песен посвящена туризму и смежным темам. Есть также у него песни и о войне. Однако все же самая большая часть песенного творчества Визбора посвящена проблемам нравственности, человеческим взаимоотношениям. В 1970-е и 1980-е годы характер песен Визбора несколько меняется. Озорство «Ботика» и «Халы-балы», пафос «Маркшейдера», «Тралфлота» и «Плато Расвумчорр», романтика «Хамар-Да-бана» и «Карельского вальса» чуть-чуть отступает на второй план. Появляются песни-размышления, песни глубоко философские, такие как «Сорокалетье» или «Ночная дорога», появляются нотки ностальгии — «Сретенский двор», «А будет это так...», «Увы, мои друзья...», «Чукотка», «Волейбольная команда», появляется даже совсем не свойственный ранее Визбору сатирический сарказм — «О, великое искусство киносъемки», «Блажен, кто поражен летящей пулей...». Наконец, появляется его великолепная любовная лирика — «Ах, что за дни такие настают!», «Леди». «Ходики» [8]. Визбор давал по 50-70 концертов ежегодно по всей стране. Свою последнюю песню «Цейская» Юрий Визбор написал в марте 1984 года в альплагере «Цей». 17 сентября 1984 года Юрий Визбор умер в Москве. Сегодня выпущено множество компакт-дисков с песнями Визбора, много раз переиздавались сборники его произведений, трижды — книга «Я сердце оставил в синих горах», дважды сборник «Верю в семиструнную гитару». В 1999 году вышел двухтомник поэзии и прозы Визбора, составленный Р.А.Шиповым, со вступительной статьей Л.Аннинского. В первый том вошли песни и стихотворения, во второй — проза. Песни Визбора продолжают петь и слушать новые поколения (см. [3]). АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ Спасибо, что петь разрешили, Спасибо, спасибо. Мы все в синяках и ушибах. Александр Городницкий Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1957 году окончил факультет геофизики Ленинградского горного института им. Г.В.Плеханова. Геофизик, океанолог, доктор геолого-минераловедческих наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук, поэт, бард. Александр Городницкий - автор более 230 научных работ, в том числе 8 монографий, посвященных геологии и тектонике океанского дна, он автор многих статей об авторской песне в газетах и журналах. За заслуги перед отечественной наукой Городницкий награжден Синим крестом Российской академии естественных наук (1998). Он лауреат царскосельской лицейской художественной премии (1998) и лауреат Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (1999). Немногим бардам выпало на долю столько странствий, как Городницкому. Он бывал и на дрейфующей станции «Северный полюс», и ходил на паруснике «Крузенштерн» по океанам. Поэтому не случайно Городницкого часто называют основоположником «геологического» направления в авторской песне, и одновременно, наряду с Галичем, Кимом и другими бардами, он один из лидеров так называемого «историко-филологического» направления в бардовском жанре. Александр Городницкий вспоминает: «Стихи я начал писать еще в 1947 году, в седьмом классе, когда мне посчастливилось попасть в моем родном Питере в литературную студию при Дворце пионеров, которой руководил замечательный поэт и педагог Глеб Сергеевич Семенов основоположник целой школы ленинградских литераторов. Из его студии вышли известные писатели и поэты - Андрей Битов, Александр Кушнер, Глеб Горбовский и другие» [7] Песни Городницкого «Перекаты», «Атланты держат небо», «Снег» и «Кожаные куртки» вошли в сборник «Песни нашего века», это действительно немалое признание их популярности. «Главное, они уже считаются народными, и сбылась моя давняя мечта стать безымянной частью народного творчества». Александр Городницкий песни пишет с 1954 года. Он член Союза писателей (1972) и международного Пен-клуба (1998), лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 году и I Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 году. Песня «Атланты» стала визитной карточкой барда. Первая книга стихов Городницкого «Атланты» вышла в 1967 году [1]. Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках.
Держать его махину – Не мед, со стороны. Напряжены их спины, Колени сведены. Их тяжкая работа Важней других работ: Из них ослабни кто-то – И небо упадет. ... А небо год от года Все давит тяжелей, Дрожит оно от гула Ракетных кораблей. ... Стоят они навеки, Уперши лбы в беду, Не боги - человеки, Привычные к труду. И жить еще в надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных руках. «Атланты», 1965 У Александра Городницкого вышли три диска-гиганта на фирме «Мелодия» (1987, 1988, 1993), многочисленные аудиокассеты, компакт-диски (более 10) и 20 книг стихов, песен и мемуаров. Замечательная книга Городницкого «След в океане» - это не просто мемуарно-документальное повествование, а своего рода духовная история поколения, в которое вписана судьба и автора и авторской песни, и Городницкий один из первых ее и создателей и историков [8]. | |
Просмотров: 489 | Загрузок: 0 | |