Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс

Авторская песня в России (продолжение)
06.06.2018, 23:44

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

Все мы вышли из Галича, как из гоголевской «Шинели».

Владимир Высоцкий

Он был богатым человеком, входил в так называемую московскую «элиту». У него было все и вдруг не осталось практически ничего, кроме недолгой жизни, таланта и совести. Но Галич доказал, что пафос его известной в свое время песенки «Старательский вальсок» (посвященной, по словам его дочери Алены Галич, А.Д. Сахарову) оказался далеко не ложным [2]:

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники.

Потому что молчание — золото.

 

Промолчи - попадешь в первачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми,

Нас заела речей маята.

Но под всеми словесными перлами

Проступает пятном немота.

 

Пусть другие кричат от отчаянья,

От обиды, от боли, от голода!

Мы-то знаем - доходней молчание,

Потому что молчание - золото!

 

Вот как просто попасть в богачи,

Вот как просто попасть в первачи,

Вот как просто попасть - в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи!

(1963)

В отличие от Окуджавы и Высоцкого у песен Галича никогда не было ни малейшего «официального» выхода к слушателям, хотя, как ни парадок­сально, его судьба первоначально складывалась вполне комфортабельно...»

Под каким углом зрения рассматривать Александра Галича, его творчество и жизнь? Что, если подвести такое резюме: этот «советский барин», купавшийся в деньгах, заработанных на талантливых, но просоветских пьесах и киносценариях, общавшийся с лучшими советскими режиссерами, актерами, писателями, просто заелся, от нечего делать и скуки ради стал сочинять бардовские песенки.

Но зачем ему надо было сочинять «опасные» песенки? Кто его заставлял? Что заставляло? Чего ему, как и Андрею Сахарову, в жизни не хватало? У того, как и у другого, в жизни все было: деньги, почет, определенная власть - у каждого в своей сфере деятельности. Возможно, и верно сказала Елена Боннэр о Галиче: «В какой-то момент талант становится сильнее инстинкта самосохранения».

Александр Галич - кто он: пьяница, ловелас, диссидент, киносценарист, театральный драматург, бард? Кем Галич остался в культуре России?

Прежде всего? он остался именно бардом, и каким! Да, сегодня помнят некоторые кинофильмы, снятые по его сценариям: чаще всего показывают по телевидению «Верные друзья» и «Дайте жалобную книгу», но забыты фильмы «На семи ветрах», «Государственный преступник» и другие [8].

Александр Аркадьевич Гинзбург (Галич) родился 19 октября 1918 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье служащих. Отец его был экономистом. Его дядя – Лев Гинзбург – известный ученый-пушкинист. Во многом благодаря общению с дядей, Саша Галич с детства увлекся театром. Мать работала в консерватории и как артестическая натура увлекалась театром. Благодаря матери Александр с пяти лет начал учиться играть на рояле и писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий.

В 1923 г. Гинзбурги перебрались в Москву. В средней школе учился на «отлично» и был всеобщим любимцем. Он пре­красно играл на рояле, неплохо танцевал, а еще пел революци­онные песни и декламировал стихи. В 14 лет у Александра слу­чилась первая его поэтическая публикация.

Окончив девятый класс десятилетки, Александр к удивлению многих поступает в Литературный институт, одновременно занимался в Оперно-драматической сту­дии К.С.Станиславского.

Во время войны с Передвижным театром (Молодежная студия) ездил по фрон­там. Александр Гинзбург в нем работал и актером, и драматургом, и поэтом, и композитором. Уже тогда он пел первые свои песни. В 1942 году вышел крошечный сборник песен Галича.

В репертуаре театра был спектакль «Парень из нашего горо­да», различные военные скетчи, концерты.

Вскоре Александр взял себе литературный псевдоним — Га­лич. Псевдоним этот образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии — Гинзбург АЛександр АркадьевИЧ [2].

В 1947 году в Ленинграде состоялась премьера спектакля по пьесе Галича «Походный марш», и Галич прославился как мо­лодой талантливый драматург. А песня из этого спектакля, на­писанная Галичем — «До свиданья, мама, не горюй», стала чуть ли не шлягером. Несколько позже состоялась еще одна громкая премьера пьесы Галича, написанной в содружестве с драматур­гом К.Исаевым, — это комедия «Вас вызывает Таймыр».

Так, к началу 1950-х годов Галич становится преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с успехом шли во многих театрах страны: «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо» и других. В 1954 голу был снят фильм «Верные друзья» по сценарию Галича и его постоян­ного соавтора К. Исаева.

В 1955 году Галич вступил в Союз писателей СССР, через три года — в Союз кинематографистов.

В первой половине 1960-х Галич-сценарист у кинорежиссеров нарасхват. Выходят фильмы, снятые по его сценариям: «На семи ветрах», кинокомедия «Дайте жа­лобную книгу», кинодетектив «Госу­дарственный преступник» и др. В это же время рождается новый Галич-бард-сатирик. Одна за другой появляются его песни, которые благодаря магнитофонным записям сразу становятся популяр­ными.

Первой песней сатирического цикла была написанная ночью в поезде Москва—Ленинград «Леночка» (1962) — песня о девушке-милиционере, в которую влюбляется заморский шах. Следом появляется: «Старательский вальсок», «У лошади была грудная жаба», «Тонечка», «Красный треугольник», «Аве Мария», «Караганда», «Ночной дозор», «Памяти Пастернака», «Баллада о Корчаке», «На сопках Маньчжурии», «Летят утки» и другие. Тематика песен Галича, их пафос, язык, стилистика — все напрашивалось на страшный в те годы ярлык «антисоветские».

Творчество Галича становится удивительно противоречивым: его драматургия — пьесы о коммунистах-героях и киносценарии о чекистах; и одновременно гневная печаль пронзительных и сар­кастических песен.

Слава Галича-барда растет, словно снежный ком, спущенный с горы. В марте 1968 года Александр Галич принимает участие в Фестивале песенной поэзии в новосибирском Академгородке – «Бард-68».

Оказавшись в эмиграции, Галич много работал, написал не­сколько прекрасных песен, в том числе «Когда я вернусь», пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел и играть.

Галич скоро смирился с изгнанием и практически не верил в возможность вернуться когда-нибудь в СССР, на родину.

Когда я вернусь...

Ты не смейся, когда я вернусь,

Когда пробегу, не касаясь земли по февральскому снегу,

По еле заметному следу — к теплу и ночлегу —

И вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь —

Когда я вернусь.

О, когда я вернусь!..

Послушай, послушай, не смейся,

Когда я вернусь

И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,

И прямо с вокзала — в кромешный, ничтожный,

раешный —

Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,

Когда я вернусь. О, когда я вернусь!..

«Когда я вернусь», 1972 год

Александр Галич прожил всего три с половиной года за гра­ницей. 15декабря 1977 года он трагически скончался в своей па­рижской квартире.

22 декабря 1977 года в переполненной русской церкви на рю Дарью состоялось отпевание Александра Галича. На следующий день после кончины Галича в двух московских театрах — на Таганке и в «Современнике» - были устроены в антрактах короткие митинги памяти Галича. В театре Сатиры 16 декабря после окончания спектакля прошел вечер памяти барда, стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

Местом вечного покоя Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

Официальное «возвращение» творчества Галича в СССР началось во второй половине 1980-х годов. В 1988 году был снят документальный фильм о Галиче - «Александр Галич. Изгнание». В октябре 1998 года на доме по улице Черняховского, где жил и откуда уехал в изгнание Галич, была открыта мемориальная доска.

Дискография Галича огромна, на компакт-дисках представлены практически все его песни. Издано огромное количество сборников стихов и песен Галича, изданы его киносценарии, киноповести, пьесы, статьи, эссэ [8].

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Какое время на дворе — таков мессия.

Андрей Вознесенский о Высоцком
Во 
мне два «я», два полюса планеты. Два разных человека, два врага...

Владимир Высоцкий

При жизни его официально никогда не печатали — огромный самиздат не в счет. Полузапретная личность. Почти всю жизнь без нормального дома, собственную квартиру Высоцкий купил за 5 лет до смерти. А сегодня у него наиболь­шая среди всех бардов фонотека записей. О нем издано огром­ное количество воспоминаний и книг, двухтомник собрания со­чинений Высоцкого в России переиздавался уже 16 раз. Такова судьба...

Ю.Карякин о Высоцком пишет: «Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять — отдать, одарить... Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры»[8].

Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве, 25 янва­ря 1938 года. Родители вместе прожили примерно пять лет. Потом разошлись.

В 1956 году Высоцкий подает документы и поступает в Школу-студию МХАТ. Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году в фильме ре­жиссера В.Ордынского «Сверстницы». Он сыграл крошечную роль студента театрального института. Появившись в кадре на несколько секунд, произнес одну фразу: «Сундук и корыто».

Летом 1960 года Высоцкий окончил Школу-студию, нужно было искать место работы. Он выбрал театр имени А.Пушкина. Больших ролей там у него не было. Вдруг стали подворачиваться крошечные роли в филь­мах. В конце 1961 года Высоцкий из Пушкинского театра перехо­дит в Театр миниатюр. Но и здесь больших ролей ему не дают. Весной следующего года он уходит из театра.

Работа в театрах явно не складывается, он сочиняет свои пер­вые, в основном блатные песни, такие как «Шалава», «Татуиров­ка», «У тебя глаза как нож», «Красное, зеленое...».

В августе 1964 года Высоцкий съездил в Латвию на съемки фильма «На завтрашней улице». Вернувшись в Москву, он ре­шил показаться в театре драмы и комедии на Таганке, в который пришел новый руководитель Юрий Любимов.

В этот период он сочиняет свои военные песни: «Штрафные батальоны», «Братские могилы», «Высота», «Падали звезды». B.C.Высоцкий вспоминает: «Почему мое юношеское увлечение стихами продолжилось и дальше? Думаю, из-за того, что мне страшно повезло, что я сразу попал в театр к Любимову. Пото­му что он моментально стал использовать песни мои, чтобы они звучали в спектаклях. Очень это поддерживал на вечерах, всегда приглашал меня к себе, где были какие-то... друзья его близ­кие— писатели, поэты, художники и так далее. И всегда хотел, чтобы я пел, пел, пел. Думаю, из-за этого я продолжал: мне было неудобно, что, вот, я все время пою одно и то же — а я стеснялся петь блатные песни в таких компаниях. И таких песен у меня к тому времени было больше, чем неблатных. И я из-за этого продолжал писать». [4]

В 1965 году Высоцкий играет уже в четырех спектаклях Теат­ра на Таганке: «Герой нашего времени», «Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир» и «Павшие и живые». В этом году он снялся в двух фильмах: «Наш дом» и «Стряпуха».

В 1966 году Высоцкий снялся в фильме «Вертикаль», а также в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». В театре был поставлен «Галилей».

В фильме С.Говорухина и Б.Дурова «Вертикаль» Высоцкий сыграл радиста-альпиниста. В одном из писем жене он писал: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята... Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно написать много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается, набираю пары...».[4]

Вскоре он сочиняет целую серию песен: «Вершина», «Скалолазка», «Мерцал закат», «В суету городов», «Песня о друге»:

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник,

Оступился — и в крик, —

Значит рядом с тобой — чужой

...

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал

...

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

С выходом «Вертикали» на экраны страны в 1967 году к Вы­соцкому приходит всесоюзная слава. В этом же году его отчасти признала и фирма грамзаписи «Мелодия», была выпущена пер­вая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из этого фильма.

В это время Любимов приступает к постановке «Гамлета» и заглавную роль дает Высоцкому. В ноябре состоялась премьера спектакля, шекспировский ге­рой стал звездной ролью Высоцкого.

В 1972 году Высоцкий колесит по стране с концертами, на всех концертах залы «битком». Он пишет серию песен: «Кони привередливые», «Мишка Шифман», «Гимн шахматной короне», «В заповеднике», «Канатоходец», «Мы вращаем Землю».

Высоцкий-певец стал известен в Америке, там вышли сразу два диска-гиганта с его песнями. Однако в СССР Высоцкий как певец официально практически не признавался. В начале 1974 года в КГБ обсуждался вопрос о его аресте. Гонения на Высоцкого совершенно не мешали росту его популярности в наро­де. Более того, чем больше создавалось запретов вокруг его име­ни, тем сильнее его любили.

В 1976 году Владимир Семенович дает около 50 концертов и пишет новые песни: «Был побег на рывок», «Надежда», «Мы го­ворим не «штормы», а «шторма», «Дорогая передача» и многие другие. Пишет для кинофильма «Вооружен и очень опасен» тек­сты к песням, которые спела Людмила Сенчина. За тот год он дал более пятидеся­ти концертов в различных уголках Советского Союза.

18 июля 1980 г. Высоцкий в последний раз вышел на сцену в роли Гамлета. Вечером 24 июля ему стало совсем плохо, он хватался за грудь и сказал своей матери: «Мама, я сегодня умру...» [8]

Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка серд­ца на фоне инфаркта. Судя по клинике, был острый инфаркт ми­окарда. 28 июля состоялись похороны Высоцкого. Несмотря на то, что в это время Москва была в связи с Олимпиадой закрытым городом, стечение народа было огромным. Высоцкого похоро­нили на Ваганьковском кладбище.

На могиле Высоцкого 12 октября 1985 года был поставлен па­мятник, созданный скульптором А.Рукавишниковым и архитек­тором И.Воскресенским.

Всего Высоцкий написал около 600 стихотворений, более половины из которых стали песнями. В театре он сыграл более 20 ролей, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радио­спектаклях, 5 из которых были записаны на пластинки.

Дискография Высоцкого учету практически не поддается, она огромна. Диски и компакт-кассеты с песнями и записями его «жи­вых» концертов выходили и продолжают выпускаться во многих странах мира [2].

ЮРИЙ ВИЗБОР

И сама по себе не играет гитара,

А дана человеку, как голос души.

Юрий Визбор

Кто был первым менестрелем, бардом, поющим поэтом нашего времени? Полагают: Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий... Но если быть справедливым, то у истоков стоит Визбор, - так писал критик Лев Аннинский.- Было время, недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого... [8]

Юрий Визбор, естественно, один из основоположников жанра авторской песни, он у поколения «шестидесятников» имел непререкаемый авторитет, впрочем, как и у молодежи 1970-х и 1980-х. Популярность его была, да и осталась по сию пору огромной.

Юрий Иосифович Визбор родился в 1934 г. в г. Москве. Жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях «Сретенский двор» и «Волейбол на Сретенке» (это одно из последних произведений Визбора - уникальный образец полноты и точности в воссоздании характеров и судьбы целого поколения).

Визбор учился в МГПИ, где он стал лидером своеобразной школы студенческой и туристической песни. В МГПИ сложилась та атмосфера, которая оставила неповторимый отпечаток на самом облике авторской песни.

«Он создал современную студенческую песню. Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его голоса, с его легкой руки... почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система...». [2]

В 1950-е годы Визбор написал около пятидесяти песен, в том числе знаменитые «Охотный ряд», «Карельский вальс» (вместе со Светланой Богдасаровой), «Синие горы», «Зимний вечер синий...», «Шхельду», «Если я заболею...»

В 1963 году при участии Визбора был основан знаменитый «Кругозор»— журнал с гибкими грампластинками, или, как тог­да говорили, журнал «с дыркой», а Визбор— один из основате­лей журнала— стал специальным корреспондентом «Кругозо­ра». В первом номере «Кругозора» в 1964 году появилась песня-ре­портаж «На плато Расвумчорр».

Всего в 1960-е годы он написал около сотни песен, среди ко­торых знаменитейшие «Домбайский вальс», «Вставайте, граф», «Спокойно, дружище, спокойно», «Ты у меня одна», «Рассказ тех­нолога Петухова», «Три минуты тишины», «Серега Санин».

В «Кругозоре» Юрий Визбор работал до 1970 года. Практи­чески все время он продолжал писать рассказы и сценарии доку­ментальных фильмов, а также снимался в различных картинах. В 1970 году Визбор перешел на Центральное телевидение редак­тором сценарного отдела творческого объединения «Экран», где писал сценарии для документальных фильмов и даже немного работал режиссером.

Как киноактер Юрий снялся в восемнадцати фильмах, неко­торые достаточно широко известны: «Июльский дождь» «Нача­ло», «Ты и я», «Возмездие», «Красная палатка», «Белорусский вокзал», «Рудольфио» и другие. Но наибольшую известность Визбору-киноактеру принес фильм «Семнадцать мгновений весны».

Юрий Визбор серьезно увлекался альпинизмом, горными лыжами и очень любил путешествовать. Большая часть его пе­сен посвящена туризму и смежным темам. Есть также у него пес­ни и о войне. Однако все же самая большая часть песенного творчества Визбора посвящена проблемам нравственности, челове­ческим взаимоотношениям.

В 1970-е и 1980-е годы характер песен Визбора несколько ме­няется. Озорство «Ботика» и «Халы-балы», пафос «Маркшейде­ра», «Тралфлота» и «Плато Расвумчорр», романтика «Хамар-Да-бана» и «Карельского вальса» чуть-чуть отступает на второй план. Появляются песни-размышления, песни глубоко философ­ские, такие как «Сорокалетье» или «Ночная дорога», появляются нотки ностальгии — «Сретенский двор», «А будет это так...», «Увы, мои друзья...», «Чукотка», «Волейбольная команда», по­является даже совсем не свойственный ранее Визбору сатиричес­кий сарказм — «О, великое искусство киносъемки», «Блажен, кто поражен летящей пулей...». Наконец, появляется его великолеп­ная любовная лирика — «Ах, что за дни такие настают!», «Леди». «Ходики» [8].

Визбор давал по 50-70 концертов ежегодно по всей стране.

Свою последнюю песню «Цейская» Юрий Визбор написал в марте 1984 года в альплагере «Цей». 17 сентября 1984 года Юрий Визбор умер в Москве.

Сегодня выпущено множество компакт-дисков с песнями Виз­бора, много раз переиздавались сборники его произведений, трижды — книга «Я сердце оставил в синих горах», дважды сбор­ник «Верю в семиструнную гитару».

В 1999 году вышел двухтом­ник поэзии и прозы Визбора, составленный Р.А.Шиповым, со вступительной статьей Л.Аннинского. В первый том вошли пес­ни и стихотворения, во второй — проза. Песни Визбора продол­жают петь и слушать новые поколения (см. [3]).

АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ

Спасибо, что петь разрешили,

Спасибо, спасибо.

Мы все в синяках и ушибах.

Александр Городницкий

Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1957 году окончил факультет геофизики Ленинградского горного института им. Г.В.Плеханова. Геофизик, океанолог, доктор геолого-минераловедческих наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук, поэт, бард.

Александр Городницкий - автор более 230 научных работ, в том числе 8 монографий, посвященных геологии и тектонике океанского дна, он автор многих статей об авторской песне в газетах и журналах. За заслуги перед отечественной наукой Городницкий награжден Синим крестом Российской академии естественных наук (1998). Он лауреат царскосельской лицейской художественной премии (1998) и лауреат Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (1999).

Немногим бардам выпало на долю столько странствий, как Городницкому. Он бывал и на дрейфующей станции «Северный полюс», и ходил на паруснике «Крузенштерн» по океанам. Поэтому не случайно Городницкого часто называют основоположником «геологического» направления в авторской песне, и одновременно, наряду с Галичем, Кимом и другими бардами, он один из лидеров так называемого «историко-филологического» направления в бардовском жанре.

Александр Городницкий вспоминает: «Стихи я начал писать еще в 1947 году, в седьмом классе, когда мне посчастливилось попасть в моем родном Питере в литературную студию при Дворце пионеров, которой руководил замечательный поэт и педагог Глеб Сергеевич Семенов основоположник целой школы ленинградских литераторов. Из его студии вышли известные писатели и поэты - Андрей Битов, Александр Кушнер, Глеб Горбовский и другие» [7]

Песни Городницкого «Перекаты», «Атланты держат небо», «Снег» и «Кожаные куртки» вошли в сборник «Песни нашего века», это действительно немалое признание их популярности. «Главное, они уже считаются народными, и сбылась моя давняя мечта стать безымянной частью народного творчества».

Александр Городницкий песни пишет с 1954 года. Он член Союза писателей (1972) и международного Пен-клуба (1998), лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 году и I Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 году. Песня «Атланты» стала визитной карточкой барда. Первая книга стихов Городницкого «Атланты» вышла в 1967 году [1].

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

 

Держать его махину –

Не мед, со стороны.

Напряжены их спины,

Колени сведены.

Их тяжкая работа

Важней других работ:

Из них ослабни кто-то –

И небо упадет.

...

А небо год от года

Все давит тяжелей,

Дрожит оно от гула

Ракетных кораблей.

...

Стоят они навеки,

Уперши лбы в беду,

Не боги - человеки,

Привычные к труду.

И жить еще в надежде

До той поры, пока

Атланты небо держат

На каменных руках.

«Атланты», 1965

У Александра Городницкого вышли три диска-гиганта на фирме «Мелодия» (1987, 1988, 1993), многочисленные аудиокассеты, компакт-диски (более 10) и 20 книг стихов, песен и мемуаров. Замечательная книга Городницкого «След в океане» - это не просто мемуарно-документальное повествование, а своего рода духовная история поколения, в которое вписана судьба и автора и авторской песни, и Городницкий один из первых ее и создателей и историков [8].

Категория: Восьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал