Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс

Опера и оперетта
09.05.2018, 10:33
Чем опера отличается от оперетты
 
Опера и оперетта как жанры музыкального театрального искусства имеют общие исторические корни. Принцип построения сценического действия, основанный на вокальном исполнении и музыкальном сопровождении, использовался еще в XVI веке. Прообразом современной оперы можно считать итальянские пасторали и мистерии: именно они определили основные закономерности оперной драматургии, активное развитие которой к началу XVIII века привело к возникновению больших серьезных музыкально-драматических произведений и комической оперы.
Комическая опера, или опера-буфф, во второй половине XIX приобрела характерные черты самостоятельного жанра, известного как оперетта. Ему свойственны легкое содержание, сочетание песенного исполнения, инструментальной музыки и танца, а также использование значительных по объему фрагментов обычной речи в диалогах, монологах и репликах.
Действие оперетты отличается стремительностью и развивается вокруг комической или авантюрной ситуации. Ему подчинены характеры героев, столкновение которых усиливает комедийный эффект происходящего на сцене.
Оперетта воспринимается зрителями как развлечение, поэтому в ней не исполняются сложные музыкальные и вокальные партии: арии, дуэты, хоровое сопровождение чаще всего имеет куплетно-песенную жанровую окраску, а каждое действие обязательно заканчивается танцем. Хореографию танцевальных номеров в оперетте разрабатывают и для актеров, и для кордебалета – группы танцоров, обеспечивающих второй план сцены.
Классикой жанра оперетты стали произведения И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, которые принесли всемирную славу лучшим театрам Европы: Фоли-Нуво и Буфф-Паризьен. «Летучая мышь», «Баядера», «Веселая вдова», «Цыганский барон»,   «Прекрасная Елена» не сходят и с отечественной сцены, радуя зрителей зрелищностью сцен и прекрасной музыкой.
Опера сформировалась в конце XVIII века как синкретический жанр, объединяющий музыкальное искусство, вокал, драматургию, хореографию и актерское мастерство исполнителей. Основой сценического действия в опере является трагедия или крупномасштабная драма исторического, психологического, социокультурного плана, поэтому характеры героев в ней очерчены объемно и выразительно.
Они раскрываются в сольных вокальных номерах: ариях, квантинах, балладах и сценических диалогах: дуэтах, трио, квартетах. В опере важную роль играет музыкальное сопровождение, которое благодаря симфоническим средствам выразительности подчеркивает напряженность конфликта и позволяет развить идею произведения.
Этой же цели служит речитатив – ритмически организованная, музыкально интонированная речь в монологах или диалогах героев.
По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию. Как правило, она состоит из трех актов с прологом и эпилогом и включает симфонические формы сценической драматургии: увертюры, антракты, балетную музыку, пантомиму.
Оперные вокальные партии также отличаются сложностью; их создают для голосов определенного тембра и высоты: например, для колоратурного сопрано, лирического баритона или лирико-драматического тенора.
В опере могут быть использованы элементы с балетной хореографией.
Задание. Составить таблицу отличий  оперетты от оперы
 
опера оперетта
 
 
Оперетта, оперетта… 
 Кто не знает оперетту – весёлые, искромётные, красочные зрелища, большинство мелодий которых как-то незаметно, сами по себе, без всяких усилий, как правило, запоминаются? Всегда с удовольствием смотрятся спектакли классического репертуара – оперетты Кальмана (особенно большое впечатление оставили «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера»), Штрауса («Летучая мышь», «Цыганский барон»), Легара («Весёлая вдова»), Оффенбаха («Перикола»). Конечно, не всем удавалось посещать театры оперетты (или, как назывались обычно подобные театры - «музыкальной комедии», поскольку слово «оперетта» ассоциировалось у власть имущих с «буржуазным искусством»). Наиболее популярны были, оперетты которые больше соответствовали духу, людей, выросших при советской власти. Хотя они явно приукрашивали своим содержанием действительность, их яркая музыка, весёлые ситуации, разыгрываемые под эту музыку, позволяли отвлечься от будничной жизни, не всегда приятной и достойной человека… Этого и требовала государственная культурная политика от создателей советской оперетты. Перед авторами была поставлена задача отойти от «буржуазного» репертуара, показать публике новых героев, но при этом сохранить лучшие традиции классической оперетты.
Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.М. Стрельников (кстати, троюродный брат С.В. Рахманинова), автор оперетты «Холопка», появившейся в 1929 г., и, конечно же, И.О. Дунаевский, создавший за свою жизнь 12 оперетт.
Оперетта в царской России
До XIX века оригинальной русской оперетты практически не существовало. В то время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер. В отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. А история сценической оперетты в России началась с постановки Александринским театром в Петербурге в 1868 г. «Прекрасной Елены» Оффенбаха, родившегося в Германии, Кёльне, но ставшего истинным парижанином и написавшего там, во французской столице, музыку 89 (!) оперетт. Большую роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В. Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.С. Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты. На рубеже XIX–XX веков российские композиторы также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки.
Развитие жанра оперетты в Советском Союзе
Когда в 1920-е годы, благодаря НЭПу, в России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений, жанр оперетты стал востребованным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.И. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил «Дочь мадам Анго» Лекока (1920) и «Периколу» Оффенбаха, А.Я. Таиров (его настоящая фамилия – Корнблит) в Камерном театре – «Жирофле-Жирофля» (1922) и «День и ночь» (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на театральной политике страны: начали один за другим открываться государственные театры оперетты. Можно сказать, революцию жанра – жанра оперетты – совершил Исаак Осипович Дунаевский (недаром с древнееврейского языка Исаак, Исаакий переводится как радость Господня). Его первые оперетты «И нашим и вашим» (1924), «Карьера премьера» (1925) были близки водевилю, «Женихи» (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955).
Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала отечественную оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства в Советском Союзе. Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг., а в её киноверсии блистал своим талантом непревзойдённый актёр Одесского театра оперетты М.Г. Водяной.
Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: «Девушка из Барселоны», «Раскинулось море широко», «Табачный капитан» и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады, своим искусством помогая ленинградцам выжить. После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.С. Милютин («Девичий переполох», «Трембита», «Поцелуй Чаниты»), В.П. Соловьев-Седой («Самое заветное»), Т.Н. Хренников («Сто чертей и одна девушка»), Д.Б. Кабалевский («Весна поет»), К.Я. Листов («Севастопольский вальс»). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: И.О. Дунаевский, Г.В. Свиридов («Огоньки»). Оперетте отдал дань и великий Д.Д. Шостакович – «Москва, Черемушки» (1959).
Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.
Несмотря на это, в памяти навсегда остались имена многих выдающихся актёров советской оперетты, среди которых, в первую очередь, Ярон, Канделаки, Виноградова и, конечно, неповторимая Татьяна Шмыга, которая и сейчас всё ещё радует своих почитателей неизбывным талантом.

Задание. Составить структурно-логическую схему
«Представители русской музыкальной комедии» (оперетты) ХХ в.

Н. Стрельников            -            «Черный амулет», «Луна - парк», «Холопка»


 
Категория: Восьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 403 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал