Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс

Оперетта в России.
09.05.2018, 10:30
Оперетта в России.

1.Оперетта в России
1.1. Дореволюционный период
1.2. Советская оперетта, 1917—1945
1.3. Советская оперетта, 1946—1991
1.4. Театры оперетты в России
1.4.1. Государственные театры
1.4.2. Народные театры оперетты
1.5. Оперетта на сцене российских театров
1.6. Советские и российские экранизации оперетт
2. Сайты, посвящённые оперетте и мюзиклу
3. Литература
Слайд 2. Дореволюционный период
До XX века оригинальной русской оперетты практически не было. В это время оте­чественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре 
водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) но­сили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его.
Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли  «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведе­ний — романсов и эстрадных песен («Русские романсы в лицах» и «Цыганские песни в лицах» Куликова; «Хаджи-Мурат» Деккер-Шенка; «Змейка» Шпачека; «Ночь любви» Валентинова и др.).
Слайд 3. В 
1859 году французская труппа в Михайловском театре впервые в России представила оперетту Оффенбаха (это был «Орфей в аду»). С 1865 года постановкой оперетт занимаются многие российские театры, включая императорский Александринский. В оперетте выступали такие знаменитые актёры, как В. А. Ля­доваК. А. ВарламовВ. Н. ДавыдовП. А. СтрепетоваВ. Ф. КомиссаржевскаяК. С. Станиславский и другие.[2]
Слайд 4.Особое место занимала молодая цыганская оперетта. В 80-х и 90-х годах XIX века цыганской труппой Николая Ивановича Шишкина было поставлено две опе­ретты, имевшие большой успех и потому показываемые в течение многих лет: «Дети лесов» и «Цыганская жизнь». Эта же труппа участвовала в опереттах «Цыганский ба­рон» и «Цыганские песни в лицах» наряду с основными актёрами театров.
Российские композиторы на рубеже XIX—XX веков также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. В целом национальная оперетта в России начала XX века находилась в зачаточном состоянии.
Слайд 5. Советская оперетта, 1917—1945
Основоположниками советской оперетты считаются композиторы 
Н. Стрельни­ков и И. ДунаевскийНиколай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы — как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая свое­образные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:
  • «Холопка» (1929); самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжет­ной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.
  • «Чайхана в горах» (1930).
Слайд 6. Дунаевский, в отличие от Стрельникова, совершил революцию жанра. Взамен канонов венской школы он создал своеобразный национальный вариант аме­риканского мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические шаблоны того времени. Его первые оперетты «И нашим, и вашим» (1924), «Карьера премьера» (1925) были близки к водевилю, следующая же, «Женихи» (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрица­тельных персонажей —нэпманов и обывателей, заодно пародируя неовенскую опе­ретту (в частности, «Веселую вдову» Легара). В оперетте «Ножи» (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев.
Использование Дунаевским в оперетте массовой песни впоследствии стало одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского — «Золотая до­лина» (
1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955), «Сын клоуна». Многочис­ленные кинокомедии с музыкой Дунаевского были по существу кинооперет­тами и отличаются той же стилистикой.
 Фрагмент из оперетты «Вольный ветер» И.Дунаевского
Эмоциональность, юмор, зрелищность, прекрасная музыка сделала советскую опе­ретту одним из самых популярных жанров театрального искусства.
Слайд 7. Серьёзным событием в истории жанра стало появление в 
1937 году оригинальной и очень весёлой оперетты «Свадьба в Малиновке» Б. Алексан­дрова, посвящённой гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на совет­ской сцене.
Слайд 8. Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: «Девушка из Барселоны» Александрова (
1942), «Раскинулось море широко» Круца, Минха и Витлина (1942, пере­работка Г. Свиридова — 1943), «Табачный капитан» Щербачёва (1942) и др. Ленин­градский театр музыкальной комедии работал в осаждённом городе на протяже­нии всей блокады, своим искусством помогая ленинградцам выжить.
Слайд 9 - 11. Советская оперетта, 1946—1991
После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов:
Слайд 10 В жанре оперетты работали также: и многие другие.
Активно работали в оперетте и признанные мастера: 
Георгий Свири­дов («Огоньки», 1951), Дмитрий Кабалевский(«Весна поет», 1957). Оперетте отдал дань и великий Дмитрий Шостакович («Москва, Черемушки», 1959).
Слайд 12. Театры оперетты в России
В России существуют следующие театры, работающие с этим жанром:
Государственные театры
Слайд 13. Слайд 14. Народные театры оперетты
  • Ейский народный театр оперетты
  • Народный театр оперетты КДЦ «Сатурн», город Раменское
  • Народный театр «Оперетта на „Калитниках“» Дома Культуры «Стимул», го­род Москва
  • Народный театр оперетты ДК "Молодежи", город Владимир
Слайд 15. Оперетта на сцене российских театров
История сценической оперетты в России началась с постановки «Орфея в аду» Оф­фенбаха (
1865Александринский театр). С 1870 года возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произ­ведения французских и австрийских композиторов. Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыг­рал антрепренер, режиссёр и актёр В. Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» — театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой во­кально-музыкальной культурой и убедительной актёрской игрой. Его спектакли поль­зовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К. Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.
Слайд 16. Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких ак­тёров, как А. Блюменталь-Тамарин, А. Брянский, К. Греков, А. Кошевский, Н. Мона­хов, И. Вавич, В. Пионтковская, В. Шувалова, 
Е. Потопчина и др.
Слайд 17. Важный этап развития театра оперетты в России пришёлся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским пра­вительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта — чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссёры. В. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил «Дочь мадам Анго» Лекока (1920) и «Периколу» Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре — «Жирофле-Жирофля» (1922) и «День и ночь» (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной поли­тике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он ещё носил название Театра комической оперы), затем — Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государствен­ная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.
Слайд 18 - 20. В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актёры 
Г. ЯронН. Рубан, Г. Богданова-Чеснокова, Н. Бравин, Т. Бах, К. Нови­кова, Ю. Алексеев, З. Белая, А. Феона, В. КанделакиТ. Шмыга, Н. Янет, Г. Отс, А. Ма­ренич, П. Емельянова, М. Викс, А. Матковский, В. Валента, Л. Сатосова, М. Водя­ной, В. Курочкин, Э. Жердер, В. Сытник, Л. Амарфий, В. Батейко, М. Ростовцев, Г. Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж. Жердер, З. Виноградова,Б. Смолкин и мно­гие другие. 
Слайд 21-22. Советские и российские экранизации оперетт.
Категория: Восьмой класс | Добавил: Елена68
Просмотров: 685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ДОБАВИТЬ новый материал