Главная » Файлы » В стране басового ключа » Восьмой класс |
Где родилась оперетта.
09.05.2018, 10:26 | ||
Где родилась оперетта?
Слайд 1. Где родилась оперетта?
Слайд 2. Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера» — театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки. Слайд 3. Истоки оперетты уходят вглубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Слайд 4. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Слайд 5. Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези — образец комической оперы, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже и порождённые им споры побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) — один из трёх источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах. Слайд 6. Французская оперетта Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа. Да, именно в Париже родилась оперетта — веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. «Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Жак Оффенбах Здесь в 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников. Франция в это время переживала трудности. Ею правил Наполеон 3, племянник Наполеона Бонапарта. Он окружил себя бездарными министрами и генералами. Слайд 7.Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы не только пели, но и говорили. Ж. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. И история была продолжена. И продолжена какими именами! Слайд 8. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались меньшим успехом. Тем не менее отдельные французские оперетты стали классикой жанра. Среди них:
Расцвет английской оперетты связан, прежде всего и главным образом с 14 плодами сотрудничества У. Гильберта и А. Салливана. Сатирический талант Гильберта в сочетании с изяществом музыки Салливана породили такие популярные произведения, как:
Сцена из «Суда присяжных» Гильберта и Салливана (гравюра) За Гильбертом и Салливаном последовали Э. Джерман (1862—1936) с его «Весёлой Англией» (1902) и С. Джонс (1869—1914), автор «Гейши» (1896). Слайд 11. Венская оперетта. Иоганн Штраус Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения! Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» (1874). Слайд 12. Одно из самых знаменитых в последствии своих произведений Штраус создал за необычно короткие сроки. Оперетта была закончена Штраусом в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».
Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовалась оперетта «Цыганский барон» (1885).Штраус мечтал сочинить оперетту на национальном венгерском сюжете с близкой ему по духу, богатой мадьярской народной музыкой. Литературной основой либретто стала новелла «Саффи» известного венгерского писателя Мора Йокаи. Штрауса заинтересовала новелла из венгерской жизни начала XVIII века Штраус создал замечательную музыку, быстро ставшую популярной. В основе «Цыганского барона» — стихия песенности, ритмы вальса, польки, марша, чардаша. Огромную роль играют цыганские и венгерские мелодии и характерные для них ритмы.
Штраус вошел в историю музыки, как создатель Венской танцевальной оперетты. Новый стиль венской оперетты отличался большей романтичностью, склонностью к лирике, мечтательности. Кроме комической оперы и народной «буффонады», в венскую оперетту органично вписался и жанр Вальса. Штраус без вальса немыслим. В результате возник новый тип танцевальной оперетты, создателем которого и явился Иоганн Штраус.Слайд 13. Другие венские оперетты XIX века Кроме перечисленных классиков, в жанре венской оперетты работало немало композиторов меньшего таланта, из творчества которых в золотой фонд оперетты вошло только одно удачное произведение или даже один-единственный номер.
Слайд 14. Оперетта начала XX века Франц Легар Оперетта начала XX века — это, конечно, прежде всего Франц Легар. В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе). В музыкальном отношении легаровское творчество — вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства. Слайд 15.Самые известные оперетты Легара: «Весёлая вдова» (1905) — одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. «Граф Люксембург» (1909) «Джудитта» (1934) Слайд 16. Имре Кальман Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана. Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты. Пытаясь издать свои симфонии и в очередной раз получая отказ, кальман сильно расстраивался. "Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман "докатился" таки до оперетты. И мировую известность ему принесла именно оперетта. Слайд 17. Лучшие оперетты Кальмана:
Слайд 18. «Принцесса цирка» (1926) Имре Кальман вспоминает: "После «Марицы» передо мной и моими либреттистами — Грюнвальдом и Браммером — встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильву“, оперетта, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка». Существует еще версия, что Кальман увидел в одном из европейских цирков номер наездников, в котором участвовали российские эмигранты, бывшие военные, кавалеристы. Причем солист и руководитель номера выступал в маске, и якобы в прессе писали, что он известный в России аристократ и из стыда скрывает лицо, появляясь на публике. Именно этот номер натолкнул Кальмана на идею сюжета новой оперетты.
Слайд 19. Другие немецкие оперетты XX века.Одновременно с Легаром в Австрии и Германии работало около двух десятков композиторов, чьи произведения можно отнести к венской оперетте. Некоторые из них внесли свой вклад в классику жанра. | ||
Просмотров: 951 | Загрузок: 0 | |